Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно.
Подготовительный этап. На нем осуществляется решение следующих задач:
o Формирование умения опознавать и различать фонемы,
o Развитие силы выдоха,
o Формирование артикуляторных умений и навыков,
o Формирование слухового контроля,
o Развитие звукового анализа.
Для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы подготовительные упражнения, которые позволяют получить правильное положение органов артикуляции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.
Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не испытанные им вибрационные движения языка, с одной сторо ны, и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения — с другой, используют дополнительные упражнения (приемы).
Для формирования правильной артикуляции применяются следующие упражнения:
«Лошадка» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно при закрытом и открытом рте. Тянуть подъязычную связку. Если ребенок не справляется, то на спинку языка кладут вязкую конфету.
|
|
«Кучер» - вибрация губ. Произносить «трр», «тпру».
«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
«Чьи зубы чище?» - улыбнуться, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны (при улыбке должны быть видны верхние и нижние зубы). Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась: работает только язык. Движения языка медленные.
«Маляр» - улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок.
«Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д». Сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время приоткрыт. Работает только язык.
«Качели» - кончик языка то понимать за верхние зубы, то опускать за нижние зубы.
«Индюки» («Болтушка») – во время произношения [a] быстро высунуть язык лопаткой из широко открытого рта и втянуть обратно, попеременно ударяясь о верхние и нижние губы. Получаются рокочущие звуки вроде «блблбл». То же можно проделать и во рту – язык ударяется о зубы.