Виды нарушений звуков. Отсутствие звука [Г]. Вместо «голова» слышится « олова», «нога» – «но а»

Отсутствие звука [г]. Вместо «голова» слышится «олова», «нога» – «но а».

Вместо [г] слышится гортанный щелчок, к шуму до­бавляется голос. Звук образуется смыканием голосовых складок, которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

Звук [г] произносится проторно и представляет собой озвонченный [х] (как украинское [г]);

Звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук в результате сильного сближения и вибрации голосовых скла­док.

Нарушения произношения [г’] аналогичны, но в отдельных случаях наблюдается боковое про­изношение, причиной которого является недостаточная ра­бота мышц одной половины языка, неплотно прижимающей­ся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук.

Парагаммацизм. Наиболее часто заднеязычный [г] заменяется переднеязычным [д]. Вместо «гиря» слышится «диря», вместо «нога» – «нода». Можно легко увидеть неправильную артикуляцию, попросив ребёнка произнести например, слово гамак. В начале и в конце слова кончик языка поднимается и прижимается к нёбу за верхними зубами (в норме кончик языка должен находится внизу, а подниматься должна задняя часть языка). Этот недостаток может сказаться и на письменной речи, если не будет своевременно проведена работа по исправлению и дифференциации этих звуков.

ДИАГНОСТИКА

Диагностическое обследование начинается с проверки строения органов артикуляционного аппарата: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. Отмечается, соответствует ли их строение норме.

Для проверки подвижности органов артикуляционного аппарата ребёнку предлагают выполнить различные задания по подражанию или речевой инструкции. При этом отмечается свобода и быстрота движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.

С целью диагностики правильности произношения звука [г], прежде всего, необходимо исследовать произношение звука изолировано: логопед четко произносит звуки [г] и [г¢], ребенок повторяет за ним. После чего можно проверить правильность произношения звуков в слогах прямых, обратных, со стечением согласных, в словах: [г] – гудок, губа, гам, нога, подмога, магма, манго; [г¢] – гид, Гена, бумаги, ангина. Сначала даются слова, в которых проверяемый звук находится вначале слова, потом проверяемый звук в конце, затем в середине.

КОРРЕКЦИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: