Постановка. Постановка звука по подражанию

Постановка звука по подражанию. Логопед показывает перед зеркалом как круто выгибается задняя часть спинки языка, но не дает образец произношения звука, так как услышав его, ребенок может вернуться к привычной дефектной артикуляции. Затем он предлагает ребенку выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенный ко рту («ветер сдувает снежинки с горки»). У ребенка при этом должен получиться звук [к]. Многократно повторяя это упражнение, можно закрепить изолированное произношение этого звука.

Второй способ – через «покашливание». Ребенка просят «покашливать» вслед за логопедом. Логопед должен широко открыть рот, чтобы ребенок видел, как расположен язык, и, выдохнув воздух, имитируется легкое покашливание, с ощутимым звуком [к] ([кхе]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом.

Если ребёнок не понял устное объяснение артикуляционного положения с его показом перед зеркалом, необходимо в игровой форме попросить его сымитировать кашель старого дедушки, причём, необходим тактильный контроль выдыхаемого воздуха с помощью приставления ко рту ладошки, пёрышка или зеркальца.

Постановка звука с механической помощью. Очень просто можно поставить звук [к] от [ т ] с помощью шпа­теля. Ребенка побуждают произнести слоги «та-та-та», нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживая ее за нижними резцами, в результате чего полу­чается «тя». Далее произнесение слога «та» сочетается с более глубоким нажимом на язык — получается «кя». Твердый звук [к] в сочетании с гласным [а] получается при еще более глубоком продвижении передней части спинки язы­ка шпателем.

Мягкий [ к’ ] является промежуточным при механическом способе постановки [ к ], необходима лишь тщательная автоматизация с последующей дифференциацией сходных звуков.

Для получения правильного [к’] при боковом произношении логопед просит ребенка произнести звук [к], а затем через паузу звук [и] - [к-и]. Повторяя вместе с ребенком эти звуки, логопед уменьшает паузы между ними и постепенно добивается слитного произнесения [ки]. Если таким способом получить звук [к¢] не удается, его ставят с механической помощью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: