double arrow

Автоматизация. Автоматизация включает прямые слоги, слова с прямыми слогами, слоги со стечением согласных, слова со стечением согласных и д.т

Автоматизация включает прямые слоги, слова с прямыми слогами, слоги со стечением согласных, слова со стечением согласных и д.т. На конце слова звук [г] оглушается и произносится как [к] или [х], поэтому слова заканчивающиеся на [г], для автоматизации этого звука не используются.

Автоматизация звука[г¢] проводится только в прямых слогах, словах и фразах с ними, поскольку обратные слоги с мягким звуком [г¢] не употребляются в фонетической системе русского языка.

1. Автоматизация звука в открытых слогах:

Маленькие гусята гогочут:

ги-ги-ги (ге-ге-ге)

га-га - га-га-га га-го-гу-гы

го-го - го-го-го го-гу-гы-га

гу-гу - гу-гу-гу гу-гы-га-го

гы-гы -гы-гы-гы гы-га-го-гу

2. Автоматизация звука в начале слова перед гласным звуком:

газета, газон, голова, голубь, горох, губы, Галя, гуси, гири, герб, губка, гул.

3. Автоматизация звука в закрытых слогах:

аг, уг, ог, иг, ыг

4. Автоматизация звука в конце и середине слова:

дорога, книга, бумага, телега, кольчуга.

бигуди, выгода, коготь, загар, лягушка.

5. Слоги со стечением согласных:

гда-гдо-гду-гды гва-гво-гву-гвы гна-гно-гну-гны

гма-гмо-гму-гмы агн-огн-угн-ыгн мга-мго-мгу-мгы

6. Слова со стечением согласных:

глаза, гладиолус, глобус, гном, гвоздь, грабли, грач, штанга

7. Словосочетания:

голубой вагон, белая бумага, вкусная ягода, молодой юнга, горит огонь

8. Работа над предложением: составить предложение из слов:

Гоша, герой, голуби, гонял.

9. Автоматизация в связной речи с использованием стихотворений и рассказов:

В небе гром, гроза,

Закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит,

В небе радуга горит.

В огороде гуси ущипнули Люсю, и болела долго у неё нога.

- Я вам, злые гуси! - погрозила Люся.

А они в ответ ей "Га-гага!".

Лиса и гусята

Галя гонит гусей и гусят на поляну. Галя пасёт гусей и гусят. Гуси и гусята наелись и улеглись спать. А лиса тут как тут. Галя, береги гусей и гусят. А гуси не видят лису. Лиса хватает одного гусёнка и несёт его голодным лисятам. Лисята наелись и стали веселы и довольны.

Скороговорка.

Говорила им горилла, приговаривала.Говорила, говорила, приговаривала.

Дифференциация

При дифференциации [г] от [д] логопед обращает внимание ребёнка на различия не только в звучании, но и в артикуляции. Дифференциация проводится в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и рассказах. Работу можно будет считать законченной лишь тогда, когда будет постоянно правильно употреблять эти звуки в самостоятельной речи.

ЛИТЕРАТУРА

10. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи. М. 1991.

11. Игры в логопедической работе с детьми/ под ред. В.И. Селиверстова. М. 1998

12. Исправление недостатков речи у дошкольников / Под. ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1971. - 145 с.

13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998. - 136 с.

14. Логопедия / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1999. - с. 86-131.

15. Логопедия/ под ред. Л. С. Волковой. М. 2006.

16. Мелехова Л.В., Фомичёва М.Ф. Речь дошкольника и её исправление. - М.: Просвещение. - 1967. - 97 с.

17. Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения// Основы теории и практики логопедии. М. 1968.

18. Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 1985. - 132 с.

19. Тимонен Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков. СПб 2004.

20. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. - М.: Просвещение. - 1993. - 99 с.

21. Фомичёва М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М.: Просвещение. - 1971.- с. 38-87.

22. Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959. - 197 с.

ТЕСТ

1. Артикуляция мягкого [г¢] отличается от твердого тем, что:

А. Язык, образует смычку с небом, подвигается вперед;

Б. Задняя часть спинки языка не образует смычку;

В. Кончик языка плотно прижат к альвеолам нижних зубов.

2. При каком виде нарушения произношения акустическим эффектом является хлюпающий звук:

А. Проторном произношении;

Б. Боковом произношении;

В. Гортанном произношении.

3. Упражнение «Горка» применяется с целью:

А. Выработки подъёма задней части языка к нёбу;

Б. Укрепления мышц челюсти;

В. Выработки широко распластанного языка.

4. При произнесении звука [г] голосовые связки

А. Разомкнуты;

Б. Сомкнуты;

В. Сомкнуты и вибрируют.

5. Какие слова для автоматизации звука [г] не используются:

А. Пирог;

Б. Игра;

В. Герой.

Ответы: 1- А; 2 – Б; 3 – А; 4 – В; 5 - А.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: