Типы менеджеров

Концепция типов руководства Макгрегора. Власть: источники и типы власти, формы власти. Типы руководителей (автократический и демократический) и лидеров (трасакционный, харизматический, трансформирующий, интерактивный, сервисный).

Наиболее существенный вклад в понимание руководства как системы внес Дуглас МакГрегор. Его труды по практическому управлению содержат первые утверждения о том, что подчиненные ведут себя таким образом, как вынуждают их вести себя их руководители.

Исследования МакГрегора показывают, что изначальным двигателем являются желания руководителя. В конечном итоге всегда оказывается, что если управляющий с самого начала верил в то, что его работники справятся с поставленной задачей, все так и происходит. Если же в действия руководства закралась неуверенность, сомнение, это почти сразу влечет за собой снижение общей слаженности коллектива, производительности работы в целом.

МакГрегора описывает систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным. Упрощенный вариант этой теории расставляет две эти позиции по разные стороны континуума. Одна из крайних позиций названа теорией X, а другая теорией У.

Теория X описывает такой тип руководителя, который стоит на позиции директивных, авторитарных методов управления, поскольку относится к своим подчиненным исключительно недоверчиво. Наиболее часто они выражают свое отношение к подчиненным следующим образом.

Противоположный конец континуума у МакГрегора занимает теория У. Она описывает идеализированную ситуацию, при которой субординация выглядит как партнерство и становление коллектива проходит в идеальной среде.

Эта теория представляет собой оптимистичный взгляд на положение вещей и включает в себя следующие положения. Работа не является для любого из нас чем-то особенным. В нормальных условиях человек не только не отказывается от выполнения тех или иных обязанностей, но стремится взять на себя определенную ответственность. Иными словами, работать для человека так же естественно, как и играть.

Власть – это возможность или способность влиять на поведение других. Воля обладателя власти выражается в виде его решения, т.е. приказов, распоряжений, команд. Этим решениям работники подчиняются не из их личных симпатий, а по обязанностям. Отношения власти являются формальными.

Власть – это возможность влиять на поведение других, распоряжаться ресурсами и т. д. Власть может относиться к индивиду, группе, организации в целом.

Власть – это социальный феномен, отражающий взаимодействие индивидов и групп, их влияние друг на друга, он используется для достижений целей как менеджерами, так и подчиненными. Без власти нет организации.

Специалистами разработано много разных подходов к классификации источников власти. Сначала выделялось пять базовых источников власти:

1) принуждение;

2) экспертиза;

3) закон или право принятия решения;

4) пример или харизма;

5) вознаграждение.

Позже был добавлен шестой источник – информация, а потом и седьмой источник – связи. При этом все источники власти были разделены на две большие группы.

К первой группе были отнесены те источники власти которые имеют личностную основу, ко второй – организационную основу, которую называют также структурно-ситуационной.

Формы власти:

- власть, основанная на принуждении;

- власть, основанная на вознаграждении;

- экспертная власть – осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специализированных и полезных знаний;

- эталонная власть (власть примера);

- законная власть – основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации.

Основой власти называется то, откуда она происходит, источником власти – то, через что данная основа используется.

Можно выделить пять основных типов власти:

1. Легитимная власть: власть, которая проистекает из положения/позиции человека в организации и его должностных обязанностей.

2. Индивидуальная власть: способность индивидуума убеждать или оказывать влияние на других, базирующаяся на его/ее харизме и умении управлять межличностными взаимоотношениями

3. Экспертная власть: власть, проистекающая из компетенций, знаний и умений индивидуумам и организационных потребностей в этих знаниях компетенциях.

4. Поощрительная власть: власть, базирующаяся на способности индивидуума даровать другим поощрения разного рода, такие как желанные подарки, продвижение по службе, увеличение зарплаты, расширение зоны ответственности и т.д.

5. Карательная власть: власть, базирующаяся на возможности применения к другим мер негативного воздействия: увольнение, понижение должности или зарплаты и т.д.

Широко распространено деление типов руководителей в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на автократическое и демократическое. Автократическое руководство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое руководство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.

Типы лидеров:

1. Трансакционные (деловые) лидеры разъясняют подчиненным требования их роли и задания, инициируют создание структур, обеспечивают приемлемые вознаграждения и стараются учитывать социальные потребности сотрудников. Руководители этого типа могут повышать продуктивность, чтобы удовлетворить потребности подчиненных.

2. Харизматический лидер не ограничивается методами, которые использует деловой руководитель. Харизматический лидер обладает способностью воодушевлять и мотивировать подчиненных так, что они превышают свои обычные трудовые нормы, несмотря на трудности и личные жертвы. Сотрудники отодвигают на второй план собственные интересы ради интересов своего отдела или организации.

3. Трансформационные (трансформирующие) лидеры похожи на харизматических, но отличаются от них специфической способностью инициировать изменения и внедрять инновации. Они достигают этого благодаря выявлению потребностей и интересов сотрудников, помощи им в нахождении новых способов решения старых проблем и поощрению подчиненных подвергать сомнению существующее положение вещей. Руководители этого типа привносят существенные изменения в работу сотрудников и организации в целом.

4. Суть интерактивного лидерства заключается в стремлении к нахождению "золото середины", а также желание привлечь к работе как можно большее количество сотрудников. Также интерактивные лидеры стараются помочь своим подчиненным в достижении целей, они не равнодушны к ним. Можно сделать вывод, что такой тип лидерства больше характерен для руководителей женского пола (но не во всех случаях).

5. Последний тип лидерства - сервисный, основной задачей которого является мотивация сотрудников на выполнение работы, а также на достижение поставленных целей. Лидеры сервисного типа стараются не только достигнуть общих задач, но и удовлетворить потребности подчиненных, которые помогли бы им справиться со своей работой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: