Исправить звук можно по подражанию, опираясь на гласный [и]: ребенок произносит несколько раз сочетание иа или аиа. Выдох несколько усиливается в момент произнесения [и], и сразу без перерыва произносится [а]. После того как усвоено такое произнесение, логопед дает установку на более краткое произнесение [и]. Помимо сочетания иа, полезно произносить аи, ои и т. д.
В простейших случаях исправление нарушения звука [j] может быть достигнуто путем временной замены данного звука длительным гласным [и]. Постепенно длительность [и] сокращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.
Другим примером постановки звука [j] является постановка его от [з’]с механической помощью. Ребенка побуждают произнести слоги «за-за-за», повторяя его несколько раз. Во время произнесения логопед шпателем нажимает на переднюю часть языка и отодвигает его несколько назад, в результате чего получается «зя». Далее произнесение слога «за» сочетается с более глубоким нажимом на язык — получается «jа».
|
|
Автоматизация
Работа над произнесением автоматизируемого звука[j] проводится в следующей последовательности: в прямых открытых слогах (jа; jо, jу); в обратных слогах (аj, оj, уj);в словах, где [j] в позиции в начале слова, в конце, в середине; в словосочетаниях; во фразе; в связной речи.
Примеры заданий по автоматизации звука [j]:
1. В словах:
Йод, яблоко, муравей, лейка, майка, Дюймовочка.
Назвать птиц по картинке:
соловей, воробей, попугай.
2. Во фразе:
Закончи предложения:
Десять дней Айболит не ест, не пьет и не... (спит).
Дочь царя Еремея никогда не смеялась. Как ее зовут? (Несмеяна.)
Вы можете ее рассмешить, если придумаете смешные предложения со словами лейка, майка, зайка, чайка.
3. Во фразовой речи:
Чтение хором с последующей заменой звука м звуком ч в слове майка. Выделение слов со звуком [j]
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Пересказ текста, насыщенного звуком [j], сказки про Дюймовочку, Айболита, Кощея Бессмертного.
Составление текста по картинке.