В случае парайотацизма необходимо проводить работу по дифференциации звука [j] со звуком-заменителем [л'] (сначала на слух, а затем в произношении).
1. Дифференциация изолированных звуков.
С опорой на произнесение звуков, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения дети уточняют, что при произношении звука [j] кончик языка опускается к нижним резцам, а при звуке [л'] кончик языка поднимается к альвеолам верхних резцов. Речевые звуки сравниваются с неречевыми звучаниями. Сравниваем на слух звуки [j] и [л'], произнося попеременно эти звуки хором, индивидуально, по рядам и т. д.
Для закрепления предлагаются следующие упражнения: определить звуки по беззвучной артикуляции; определить артикуляцию произнесенного логопедом звука, при этом с целью исключения опоры на зрительное восприятие нижняя часть лица закрывается.
2. В слогах. Собрался как-то зайка поискать себе друзей. Идет он, а навстречу ему... (олененок). Послушайте, как они разговаривали.
Ай-аль? Ай-аль? Эй-эль-эй? (Вопросительно.) Эй-эль-эй! (Утвердительно.) Аль-ай-ай. (С грустью.)
|
|
Упражнения для закрепления: поднять соответствующую букву после произнесения слогов со звуками [j] и [л']: jа, ля, jо, лё, jэ, ле; преобразовать слоги, заменяя звук [j] звуком [л'] и наоборот.
3. В словах.Дифференциация звуков в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова.
o Выделить слова со звуком [j],затем [л'].
o Определить, какой звук ([j] или [л']) в словах. Логопед называет слова, в которых звуки [с] и [ш] находятся в начале, а затем в середине и в конце слова. Определить место звуков [j] и [л'] в словах (начало, середина, конец).
o Подобрать слова со звуком [j] или [л'] в начале, в конце, в середине слова.
o Разложить картинки со звуками [j] или [л'] под соответствующими буквами.
o Звуковой анализ слов койка, Колька. Сравнение этих слов: определить значение, сравнить звучание этих слов и найти, в чем их различие.
4. В предложениях. Произношение звуков в стихах, загадках
Повторить за логопедом и вставить недостающее слово:
Идет Незнайка,
Видит — плачет... (зайка).
Эй, косой, что с тобой?
— Видишь, Незнайка,
Испачкалась... (майка).
Мама ругает, домой не... (пускает).
Отгадать загадку и повторить ёё:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Кто это? (Ёжик.)
Какой первый звук в слове ёжик?
Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка.
Кто это? (Лягушка.)
Какой первый звук в слове лягушка?
5. Дифференциация звуков в связной речи. Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки [j] и [л'].
6. Развитие фонематического анализа и синтеза. Угадайте, какое слово я задумала, если в нем первый звук [л'], последний [т], обозначает предмет, который растет на деревьях? (Лист.) Скажите ласково. (Листок, листик, листочек.)
|
|
7. Развитие фонематических представлений. Из предложенных картинок выбрать предметы, в названиях которых есть звук [j], а потом те, что со звуком [л']. Придумайте слова со звуками [j], [л']. А теперь загадайте эти слова друг другу. Называйте только первый и последний звуки слова.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, М. – Владос., 1999
2. Ковшиков В.А. Исправление нарушения различения звуков, Спб. – САТИС., 1995
3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж, М. – Академия, 2003
4. Логопедия под ред. Л.С. Волковой, М. – Владос., 2006
5. Российская Е.Н. Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи, М. – АРКТИ., 2003
6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика, М. – Владос., 2003
7. Зиндер Л.Р. Общая фонетика, М.– Академия, 1979.
ТЕСТ
1. Какой звук является опорным для постановки звука [j]:
А. [с’]
Б. [з’]
В. [ т’ ]
2. Целью подготовительного этапа коррекции является:
А. Выработка положения кончика языка к верхним резцам;
Б. Выработка подъема средней части спинки языка;
В. Выработка положения кончика языка к альвеолам нижних зубов.
3. При парайотацизме звук [j] заменяется на:
А. [и]
Б. [м’]
В. [л’]
4. В простых случаях постановка [j] осуществляется от:
А. [за]
Б. [и]
В. [з’]
5. На подготовительном этапе не используют упражнение:
А. «Почистим верхние зубы»
Б. «Горка»
В. «Прятки»
Ответы: 1- Б; 2 – Б; 3 – В; 4 – Б; 5 - А.