Дифференциация. В случае парайотацизма необходимо проводить работу по дифференциации звука [j] со звуком-за­менителем [л'] (сначала на слух

В случае парайотацизма необходимо проводить работу по дифференциации звука [j] со звуком-за­менителем [л'] (сначала на слух, а затем в произношении).

1. Дифференциация изолированных звуков.

С опорой на произнесение звуков, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения дети уточняют, что при произношении звука [j] кончик языка опускается к нижним резцам, а при звуке [л'] кончик языка поднимается к альвеолам верхних резцов. Речевые звуки сравниваются с неречевыми звучаниями. Сравниваем на слух звуки [j] и [л'], произнося попеременно эти звуки хором, индивидуально, по рядам и т. д.

Для закрепления предлагаются следующие упражнения: определить звуки по беззвучной артикуляции; определить артикуляцию произнесенного логопедом звука, при этом с целью исключения опоры на зрительное восприятие нижняя часть лица закрывается.

2. В слогах. Собрался как-то зайка поискать себе друзей. Идет он, а на­встречу ему... (олененок). Послушайте, как они разговаривали.

Ай-аль? Ай-аль? Эй-эль-эй? (Вопросительно.) Эй-эль-эй! (Утвердительно.) Аль-ай-ай. (С грустью.)

Упражнения для закрепления: поднять соответствующую букву после произнесения слогов со звуками [j] и [л']: jа, ля, jо, лё, jэ, ле; преобразовать слоги, заменяя звук [j] звуком [л'] и наоборот.

3. В словах.Дифференциация звуков в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова.

o Выделить слова со звуком [j],затем [л'].

o Определить, какой звук ([j] или [л']) в словах. Логопед называет слова, в которых звуки [с] и [ш] находятся в начале, а затем в середине и в конце слова. Определить место звуков [j] и [л'] в словах (начало, середина, конец).

o Подобрать слова со звуком [j] или [л'] в начале, в конце, в середине слова.

o Разложить картинки со звуками [j] или [л'] под соответствующими буквами.

o Звуковой анализ слов койка, Колька. Сравнение этих слов: определить значение, сравнить звучание этих слов и найти, в чем их различие.

4. В предложениях. Произношение звуков в стихах, загадках

Повторить за логопедом и вставить недостающее слово:

Идет Незнайка,

Видит — плачет... (зайка).

Эй, косой, что с тобой?

— Видишь, Незнайка,

Испачкалась... (майка).

Мама ругает, домой не... (пускает).

Отгадать загадку и повторить ёё:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

Кто это? (Ёжик.)

Какой первый звук в слове ёжик?

Летом в болоте

Вы ее найдете.

Зеленая квакушка.

Кто это? (Лягушка.)

Какой первый звук в слове лягушка?

5. Дифференциация звуков в связной речи. Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки [j] и [л'].

6. Развитие фонематического анализа и синтеза. Угадайте, какое слово я задумала, если в нем первый звук [л'], последний [т], обозначает предмет, который растет на деревьях? (Лист.) Скажите ласково. (Листок, листик, листочек.)

7. Развитие фонематических представлений. Из предложенных картинок выбрать предметы, в названиях которых есть звук [j], а потом те, что со звуком [л']. Придумайте слова со звуками [j], [л']. А теперь загадайте эти слова друг другу. Называйте только первый и последний звуки слова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, М. – Владос., 1999

2. Ковшиков В.А. Исправление нарушения различения звуков, Спб. – САТИС., 1995

3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж, М. – Академия, 2003

4. Логопедия под ред. Л.С. Волковой, М. – Владос., 2006

5. Российская Е.Н. Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи, М. – АРКТИ., 2003

6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика, М. – Владос., 2003

7. Зиндер Л.Р. Общая фонетика, М.– Академия, 1979.

ТЕСТ

1. Какой звук является опорным для постановки звука [j]:

А. [с’]

Б. [з’]

В. [ т’ ]

2. Целью подготовительного этапа коррекции является:

А. Выработка положения кончика языка к верхним резцам;

Б. Выработка подъема средней части спинки языка;

В. Выработка положения кончика языка к альвеолам нижних зубов.

3. При парайотацизме звук [j] заменяется на:

А. [и]

Б. [м’]

В. [л’]

4. В простых случаях постановка [j] осуществляется от:

А. [за]

Б. [и]

В. [з’]

5. На подготовительном этапе не используют упражнение:

А. «Почистим верхние зубы»

Б. «Горка»

В. «Прятки»

Ответы: 1- Б; 2 – Б; 3 – В; 4 – Б; 5 - А.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: