Отмечается обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. Нет интенсивного лепета и артикуляции. Обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. П, Б, Т, Д - артикулируются беззвучно или очень тихо из-за утечки воздуха через носовые ходы. Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи. Отмечается позднее начало речи, значительный интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т.е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической стороны речи.
В результате периферической недостаточности артикуляционного аппарата формируются приспособительные изменения уклада органов артикуляции при производстве звуков:
- высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости;
- недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных;
|
|
- чрезмерное участия корня языка и гортани;
- напряжение мимической мускулатуры.
Основной дефект - нарушение всех оральных звуков речи за счет подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т.е.изменяется характерный тон согласных.
Фарингализация - специфическая окраска согласных (чаще задненебных) за счет подключения глоточного резонатора, т.е.дополнительная артикуляция за счет напряжения стенок глотки, возникающая как дополнительное средство. Так же могут быть дополнительные артикуляции в полости гортани,что придает речи щелкающий призвук.
Выявляется также множество частных дефектов:
§ опускание начального согласного (ак-так,ам-там);
§ нейтрализация зубных звуков по способу образования;
§ замена взрывных звуков фрикативными;
§ свистящий или шипящий фон при произнесение Ш или С;
§ отсутствие вибранта Р или замена звуком Ы при сильном выдохе.
§ наложение дополнительного шума на назализованные звуки(шипение, свист, храп, гортанность и пр.);
§ перемещение артикуляции в более задние зоны;
§ явление гиперкоррекции,т.е. перемещение артикуляции в передние зоны;
§ понижение разборчивости звуков в стечении согласных в конечной позиции.
Взаимосвязь назализации речи и искажений в артикуляции отдельных звуков весьма разнообразна. Речь детей с открытой ринолалией в целом малоразборчива.
Механизм нарушения при открытой ринолалии:
1. Отсутствие небно-глоточного затвора и вследствие этого нарушение противопоставлений звуков по признаку ротовой - носовой.
2. Изменение места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого неба; вялость кончика языка, губ, отодвигание языка в глубь ротовой полости, высокое положение корня языка; участие в артикуляции мышц глотки и гортани.
Особенности устной речи детей с открытой ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов.