Нарушения устной речи

Отмечается обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. Нет интенсивного лепета и артикуляции. Обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. П, Б, Т, Д - артикулируются беззвучно или очень тихо из-за утечки воздуха через носовые ходы. Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи. Отмечается позднее начало речи, значительный интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т.е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической стороны речи.

В результате периферической недостаточности артикуляционного аппарата формируются приспособительные изменения уклада органов артикуляции при производстве звуков:

- высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости;

- недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных;

- чрезмерное участия корня языка и гортани;

- напряжение мимической мускулатуры.

Основной дефект - нарушение всех оральных звуков речи за счет подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т.е.изменяется характерный тон согласных.

Фарингализация - специфическая окраска согласных (чаще задненебных) за счет подключения глоточного резонатора, т.е.дополнительная артикуляция за счет напряжения стенок глотки, возникающая как дополнительное средство. Так же могут быть дополнительные артикуляции в полости гортани,что придает речи щелкающий призвук.

Выявляется также множество частных дефектов:

§ опускание начального согласного (ак-так,ам-там);

§ нейтрализация зубных звуков по способу образования;

§ замена взрывных звуков фрикативными;

§ свистящий или шипящий фон при произнесение Ш или С;

§ отсутствие вибранта Р или замена звуком Ы при сильном выдохе.

§ наложение дополнительного шума на назализованные звуки(шипение, свист, храп, гортанность и пр.);

§ перемещение артикуляции в более задние зоны;

§ явление гиперкоррекции,т.е. перемещение артикуляции в передние зоны;

§ понижение разборчивости звуков в стечении согласных в конечной позиции.

Взаимосвязь назализации речи и искажений в артикуляции отдельных звуков весьма разнообразна. Речь детей с открытой ринолалией в целом малоразборчива.

Механизм нарушения при открытой ринолалии:

1. Отсутствие небно-глоточного затвора и вследствие этого нарушение противопоставлений звуков по признаку ротовой - носовой.

2. Изменение места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого неба; вялость кончика языка, губ, отодвигание языка в глубь ротовой полости, высокое положение корня языка; участие в артикуляции мышц глотки и гортани.

Особенности устной речи детей с открытой ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: