Диагностика открытой ринолалии

Сбор анамнестических данных: пренатальный, натальный, пост-натальный периоды. Роль биофакторов: тип и вид расщелины; сроки оперативного вмешательства; небно-глоточное смыкание; аномалии в строении и нарушения функции органов артикуляции; голосовая и дыхательная функции; общее соматическое состояние. Состояние моторной функции: общая моторика, мелкая моторика пальцев рук, артикуляционная моторика. Состояние тонального слуха и интеллек­та. Роль социальных факторов: микросоциальное окружение; длительность пребывания в стационаре; дефекты воспитания.

Логопедическое обследование: психологическая база речи; обследование звукопроизношения; состояние фонематического слуха; звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ; обследование лексико-грамматического строя; слоговая структура слова; словообразование; монологическая речь. Обследование ведущей деятельности возраста: особенности игровой деятельности детей. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации.

Для определения открытой ринолалии существуют различные методы функционального исследования. Самый простой - так называемая проба Гутцмана.Ребенка заставляют попеременно повторять гласные А и И, при этом то зажимают, то открывают носовые ходы. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных. С зажатым носом звуки, особенно И,заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа. Можно использовать фонендоскоп. Обследующий вводит одну оливу себе в ухо, другую в нос ребенка. При произнесении гласных, особенно У и И, слышится сильный гул. При функциональной открытой ринолалии обычно отмечается благоприятный прогноз. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения удаляются обычными методами, применяемые при дислалии.

Наличие врожденной расщелины губы или неба является общим признаком для многих нозологических форм наследственных заболеваний. Генетический анализ показывает, что семейный характер расщелин губы и неба достаточно редок. Большое значение имеет медико-генетическое консультирование семей в целях диагностики и профилактики.

При органической открытой ринолалии логопеду наиболее трудно обнаружить субмукозную(подслизистую),или скрытую расщелину. Для ее выявления следует обратить внимание на заднюю поверхность неба, которая при утрированном произнесении звука А с широко открытым ртом слегка втягивается в форме небольшого треугольника. Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску.

В настоящее время существует многоуровневая система выявления детей и подростков с врожденной челюстно-лицевой паталогией, диагностики и лечебно-коррекционной работы. Модульная система позволяет осуществить психолого-педагогическое тестирование, специализированное развивающее обучение, работу с семьей, использовать компьютерную технологию(Республиканский научно-практическй центр медико-социальной реабилитации;г.Екатеринбург).

Коррекция нарушений у детей с ринолалией осуществляется дифференцированно в зависимости от возраста, состояния периферического отдела артикуляционного аппарата и от особенностей речевого развития в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: