Баланс отражает состояние средств и их источников на определённую дату. Ежедневный же учёт хозяйственных средств и их источников не возможен, т.к. после каждой хозяйственной операции пришлось бы составлять новый баланс. В отдельном балансе не указывается последовательность изменения его статей, а приводятся лишь конкретные данные на определённую дату. Для повседневного текущего наблюдение и контроль за хозяйственными операциями применяются бухгалтерские счета как один из элементов метода бухгалтерского учёта. Система счетов бухгалтерского учёт, преднозначенна для текущего учёта и контроля за движением хозяйственных средств и их источников, производственных процессов и их результатов. Система счетов позволяет систематически контролировать каждую хозяйственную операцию и периодически проверять деятельность предприятия. Система счетов имеет важное значение для систематизации и группировки данных о хозяйственных процессах по качественно однородным признакам. Счёт представляет собой границу разделённую на две части: левая – дебет, правая – кредит. В начале таблицы даётся название счёта, т.е. наименование объекта учёта. На счётах первоначально отражается состояние средств или источников (т.е. сальдо – остаток), затем записывают все хозяйственные операции определённой группы. Изменение в сторону увеличения регистрируются на одной стороне, а в сторону уменьшения на другой. Это позволяет в любой момент определить новое состояние учитываемого объекта. Система счётов тесно связанна с балансом. В зависимости от того что учитывается на счётах средства хозяйства или их источники счёта делятся на активные и пассивные. На активных счётах записывают начальное состояние средств т.е. начальное сальдо, поступление средств и конечный остаток по дебету, по кредиту этих счетов отражается уменьшение средств. В активных счётах сальдо только дебетовое, или отсутствует совсем.
СХЕМА АКТИВНОГО СЧЁТА.
Дебет | Кредит |
1)СН- начальное сальдо | Уменьшение(-) в результате хозяйственных операций |
Увеличение(+) в результате хозяйственных операций | |
2) Оборот по дебету счёта (сумма всех хозяйственных операций) | 3) Оборот по кредиту счёта (сумма всех хозяйственных операций) |
СК- конечное сальдо (1+2-3) |
На пассивных счётах учитываются источники средств и их целевое назначение. Начальное сальдо на пассивных счётах, увеличение источников отражается по кредиту. По дебету пассивных счётов отражается уменьшение источника счёта. В пассивных счётах сальдо только кредитовое, или отсутствует совсем.
СХЕМА ПАССИВНОГО СЧЁТА
Дебет | Кредит |
Уменьшение(-) в результате хозяйственных операций | 1) СН- начальное сальдо |
Увеличение(+) в результате хозяйственных операций | |
3) Оборот по дебету счёта (сумма всех хозяйственных операций) | 2) Оборот по кредиту счёта (сумма всех хозяйственных операций) |
СК- конечное сальдо (1+2-3) |
В бухгалтерском учёте помимо активных и пассивных счётов, существуют и активно – пассивные счёта, предназначенные для учёта расчётных операций с различными учреждениями, организациями, лицами.
СХЕМА АКТИВНО – ПАССИВНОГО СЧЁТА.
Дебет | Кредит |
Начальное сальдо- показывает наличие задолженности предприятию на начало отчётного периода | Начальное сальдо – показывает наличие задолженности предприятия на начало отчётного периода |
Увеличение (+) задолженности предприятию | Уменьшение(-) задолженности предприятию |
Уменьшение(-) задолженности предприятия | Увеличение (+) задолженности предприятия |
Конечное сальдо - показывает наличие задолженности предприятию на конец отчётного периода | Конечное сальдо- показывает наличие задолженности предприятия на конец отчётного периода |
Начальное сальдо по дебету активно – пассивного счёта показывает задолженность предприятию другими организациями и лицами. Увеличение этих задолженностей будет отражаться по дебету, а уменьшение по кредиту. По кредиту активно – пассивного счёта сальдо показывает задолженность предприятия другим организациям и лицам, увеличение этой задолженности отражается по кредиту, а уменьшение по дебету. На активно – пассивном счёте сальдо показывается в развёрнутом балансе.
Сумма всех операций по дебету называется – дебетовым оборотом. А сумма всех операций по кредиту – кредитовым оборотом.
Для того чтобы вывести конечное сальдо по активному счёту необходимо к первоначальному остатку прибавить сумму оборота по дебету и вычесть сумму оборота по кредиту.
К. сальдо ак. сч. = Н сальдо + Д.об. – К. об.
Чтобы определить конечный остаток по пассивному счёту, к первоначальному остатку прибавить сумму оборота по кредиту и вычесть сумму оборота по дебету.
К. сальдо пас. сч. = Н сальдо + К.об. – Д. об.
Сумма конечных остатков активных счётов = общей сумме актива баланса на конец отчётного периода, сумма конечных остатков всех пассивных счётов = общей сумме пассива баланса на конец того же отчётного периода.
. Двойная запись, её сущность и контрольное значение
В результате совершения хозяйственных операций происходит двойственное и равновеликое отражение средств предприятия и источников их формирования. Это вызывает необходимость двойственного отражения хозяйственных операций на счётах, которое заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается в одинаковой сумме по дебету и кредиту различных счётов. Одновременная запись хозяйственных операций по дебету и кредиту называется – способом двойного отображения или двойной записью. Этот метод имеет большое контрольное значение, поскольку одна и та же хозяйственная операция в равной сумме отражается дважды, а в случае расхождения сумм по данной операции выявляется допущенная ошибка и устанавливается ответственный за неё.
Развитие кибернетики, информатики позволило установить, что двойная запись является приёмом имеющий всеобщий характер.
Взаимосвязь между счётами может быть различна, она зависит от содержания хозяйственных операций. Существует 4-и вида балансовых изменений, отсюда вытекает, что между счётами может быть 4-и вида связи, т.е. 4-и способа отражения операций на этих счётах:
1. Запись по дебету одного и кредиту другого активного счёта, осуществляется, в случае если содержание операции указывает на изменение состава средств (т.е. на движение одних в сторону увеличения, а других в сторону уменьшения).
2. Запись по дебету одного и кредиту другого пассивного счёта, осуществляется, если содержание операции указывает на изменение в составе источников средств, на увеличение одних и уменьшение других.
3. Запись по дебету активного счёта и кредиту пассивного счёта, осуществляется, в случае если содержание операции показывает, что произошло увеличение средств и источников.
4. Запись по дебету одного или нескольких пассивных счётов и кредиту активного счёта, осуществляется, в случае если содержание операции показывает, что произошло уменьшение средств и источников.
24. Организация управленческого учета в зависимости от технологии и организации производства
Назначение и основные принципы управленческого учета
Сущность, предмет и метод управленческого учета
Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации.
Успешная реализация задач управления организацией в системе рыночных отношений требует от руководителей, менеджеров и организаторов производства не только высокой компетентности и опыта в конкретных сферах производственной деятельности, но и умения экономически правильно, адекватно оценить и в реальном режиме времени отреагировать как на динамические внешние условия развития экономических процессов, так и на смену режима функционирования организации, связанную с изменениями номенклатуры и объема производства продукции, структурными перестройками и т.д.
В современных условиях предоставляемая информация должна быть высокого качества и эффективной, удовлетворять потребностям как внешних, так и внутренних пользователей информации. Это означает, что бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальному числу ее пользователей на разных уровнях управленческой иерархии. Предоставляемая информация должна быть необходимой, существенной и целесообразной, без лишних показателей. Кроме того, необходимо, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени.
Финансовый учет охватывает информацию, которая используется не только для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам, сторонним пользователям. Эта информация должна удовлетворить потребности как фискальных государственных органов, так и акционеров компаний, держателей облигаций и других ценных бумаг, потенциальных инвесторов.
Управленческий же учет предназначается для решения внутренних задач управления предприятием и является его ноу-хау. В отличие от финансового управленческий учет субъективен и конфиденциален, но именно он несет основную нагрузку обеспечения принятия управленческих решений, и им занимаются профессионалы высокого уровня.
В современных условиях управленческий учет, выполняя определенные функции, выступает в качестве информационного фундамента управления внутренней деятельностью организации, ее стратегией и тактикой. Основное его назначение — это аккумулирование информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений. Следовательно, основная задача управленческого учета — подготовка необходимой информации для принятия оптимальных управленческих решений по совершенствованию производственного процесса и тем самым оптимизация процесса управления.
Целью формирования системы управленческого учета является составление в необходимые сроки и в требуемых объемах управленческой отчетности, которая предназначена для руководителей организации всех уровней управления.
Стратегия управленческого учета представляет собой систему анализа, прогнозирования, планирования и координации управленческих решений, определяющих развитие организации на длительный период.
Характеризуя сущность управленческого учета, следует отметить его важнейшую особенность: управленческий учет связывает процесс управления с учетным процессом.
Предмет управленческого учета — производственная и коммерческая деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений в процессе всего цикла управления.
Содержание предмета управленческого учета раскрывают его многочисленные объекты, которые можно объединить в две основные группы.
К первой группе объектов управленческого учета относят производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия, ко второй — хозяйственные процессы, выполняемые отдельными подразделениями организации, составляющие в совокупности производственную деятельность организации.
В состав производственных ресурсов входят основные фонды, нематериальные активы, материальные ресурсы.
Ко второй группе объектов управленческого учета относят следующие виды деятельности:
· снабженческо-заготовительную — приобретение, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта, а также маркетинговую деятельность, связанную со снабженческими процессами;
· производственную — процессы, обусловленные технологией производства продукции и состоящие из основных и вспомогательных операций; операции по совершенствованию выпускаемых продуктов и разработке новых;
· финансово-сбытовую — маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, содействующие росту объема продаж, начиная от рекламы продукта и заканчивая установлением прямых связей с потребителями; контроль качества выпускаемой продукции;
· организационную — создание организационной структуры хозяйствующего субъекта, формирование функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы организации с прямой и обратной связью, отвечающей требованиям внутренних коммуникационных связей между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования;
· операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия.
Совокупность различных приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе организации, называется методом управленческого учета.
Основными элементами метода управленческого учета являются: документация, инвентаризация, группировка и обобщение, нормирование, бюджетирование, анализ и контроль. При этом все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение задач управления.
Документация — первичные документы и машинные носители информации, гарантируют управленческому учету достаточно полное отражение деятельности организации. Первичный учет применительно к специфике предприятия является основным источником информации для финансового и управленческого учета.
Инвентаризация — способ определения фактического состояния объекта, а также отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование, устанавливает полноту и достоверность учетной информации.
Группировка и обобщение — способ, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте по определенным признакам. Главными признаками группировки объектов управленческого учета считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура организации, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация способствует более эффективному использованию для оценки результатов деятельности и принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Бюджетирование — непрерывный циклический процесс формирования бюджетов, направленный на приведение в соответствие возможностей организации с условиями рынка. Бюджет — это количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением. При этом бюджеты могут быть составлены как для организации в целом, так и для ее отдельных подразделений или проектов.
Нормирование — процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов, и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в продукцию.
Анализ — в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учета взаимодействует практически со всеми остальными его составляющими. Анализу подвергается производственная деятельность как всей организации, так и отдельных ее подразделений. Выбор показателей анализа определяется целями и возможностями системы управления. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах деятельности организации, для принятия соответствующих управленческих решений.
Контроль — завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность организации на выполнение задач, стоящих перед организацией, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности. Существуют разные виды контроля, которые обладают отличительными особенностями в каждой организации, отражая специфику ее деятельности.
Функции и принципы управленческого учета
Понимание сущности управленческого учета позволяет выявить зависимость функций, выполняемых этим видом учета, от функций управления. Функции управления обычно состоят из: планирования, контроля, оценки, организационной работы, формирования внутренних информационных связей и стимулирования. Рассмотрим более подробно содержание функций управленческого учета в рамках функций управления организацией.
Планирование — процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает: постановку цели,формулировку задач, изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели, выбор вариантов альтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию об основном бюджете организации с выделением данных о предполагаемых источниках его исполнения. При этом системой управленческого учета должна быть предусмотрена возможность формирования гибкого бюджета, т.е. бюджета, изменяющегося в зависимости от сложившейся производственно-финансовой ситуации.
Бюджеты могут быть краткосрочными (как правило, до одного года) и долгосрочными (как правило, от одного года до трех лет). Долгосрочный бюджет представляет собой предположение администрации в отношении развития организации в перспективе. Таким образом решают вопросы инвестиций в основные фонды, производственные запасы, в создание и освоение новой продукции.
Контроль — проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера — состоит из определения состояния объекта; сопоставления фактических результатов с плановыми; пересмотра планов, если становится ясным, что они не могут быть выполнены; выявления отклонений от запланированного и регулирования. Любое управленческое решение основывается на оценке деятельности, где управленческое планирование и система контроля полностью взаимодействуют.
Оценка понимается как заключительный процесс анализа всей системы принятия решений. В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель, и выясняются причины отклонений: недостатки планирования; неоптимальный набор действий, который привел к увеличению количества оперативных решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели. При оценке руководитель должен получить как минимум сводные аналитические показатели результатов деятельности в целом по организации, а также по ее структурным подразделениям.
Организационная работа состоит в создании организационной структуры организации, предназначенной для практической реализации поставленных перед ней целей — отделов, бюро, групп, подразделений и т.п.; распределении обязанностей между исполнителями; координации действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; установлении коммуникационных каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.
Функционирование системы управленческого учета определяется организационной структурой предприятия. Производственная бухгалтерия может предоставлять внутреннюю отчетность структурных подразделений, а учет затрат на производство строится по центрам ответственности, что даст информацию руководству организации об эффективности разделения полномочий. Однако на современном этапе развития управления предпочтение отдается организации специальной аналитической службы, в задачи которой входит формирование и поддержка системы управленческого учета.
Стимулирование — это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающее уяснить цели и задачи организации и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают бюджеты и исполнительские отчеты об их выполнении.
Бюджеты содержат сбалансированные плановые показатели и ориентируют менеджеров на выполнение конечной цели организации. Исполнительские отчеты мотивируют обоснованность корректировки фактических результатов по отношению к запланированным и стимулируют персонал предприятия к принятию мер по устранению отклонений либо к выявлению потенциальных проблем в будущем. Внутренняя отчетность создает основу для повышения эффективности системы контроля и регулирования, осуществляемой менеджерами.
Управление хозяйственной деятельностью является сложным и комплексным процессом. Система учета, отвечающая требованиям управления, также сложна и состоит из множества процедур. К тому же состав элементов системы управленческого учета может меняться в зависимости от целей управления. Между тем любая система управленческого учета должна отвечать определенным принципам.
К основным принципам управленческого учета относятся: достоверность, уместность, непрерывность деятельности организации, оценка результатов деятельности подразделений организации; преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления; формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления; периодичность и контроль. Совокупность перечисленных принципов обеспечивает действенность системы управленческого учета, но не унифицирует учетный процесс.
Принцип достоверности определяет отражение в управленческом учете экономической информации достоверно и адекватно.
Принцип уместности заключается в определении экономической целесообразности разработки и внедрения элементов системы управленческого учета. Затраты на формирование системы учета не должны превышать экономический эффект от такого внедрения, при этом данные учета должны быть простыми и понятными при любой перегруппировке информации. Таким образом, сбор и обработка информации считаются целесообразными, если ее ценность для управления выше стоимости ее получения.
Непрерывность деятельности организации выражается отсутствием намерений самоликвидироваться или сократить масштабы производства и означает, что организация будет развиваться в будущем. Этот принцип нацеливает на создание информационного обслуживания решений долгосрочных проблем: анализ конкурентоспособности производства продукции, поставок сырья и материалов, изменения ассортимента и освоение новых продуктов, инвестиций и т.д.
Оценка результатов деятельности структурных подразделений организации предусматривает определение тенденций и перспектив каждого подразделения в формировании прибыли предприятия от производства до реализации продукта.
Преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления упрощает систему учета и делает ее эффективной (меньше затрат — больше значимости в решении поставленной менеджером перед бухгалтером-аналитиком цели). При оперативном управлении информация управленческого учета подкрепляется и иногда дополняется бухгалтерскими данными. В свою очередь данные финансового учета детализируются, дополняются информацией, поступающей от управленческого учета. Иногда его называют принципом комплексности. Сущность принципа заключается в разовой фиксации данных в первичных документах или производственных расчетах и многократном их использования при всех видах управленческой деятельности без повторной фиксации, регистрации или расчетов.
Этот принцип позволяет создать на предприятии рациональную и экономическую систему учета сообразно его размерам и масштабам производственной деятельности. Его реализация означает, что из минимального количества данных получают максимально необходимое для управленческих решений количество информации. Тогда управленческий учет выполняет свои функции.
Формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления связано со способностью управленческого учета формировать показатели внутренней отчетности по данным первичного учета, которые впоследствии трансформируются в сводные документы различных отделов организации. На последующих уровнях организационной структуры производится объединение и формирование отчетной сводной документации.
Контроль в системе управленческого учета должен быть основан на использовании корректной информации, отвечающей принципам полноты и аналитичности, для того чтобы всегда существовала возможность ее объективной интерпретации, анализа, сравнения