Счета и двойная запись

Баланс отражает состояние средств и их источников на определённую дату. Ежедневный же учёт хозяйственных средств и их источников не возможен, т.к. после каждой хозяйственной операции пришлось бы составлять новый баланс. В отдельном балансе не указывается последовательность изменения его статей, а приводятся лишь конкретные данные на определённую дату. Для повседневного текущего наблюдение и контроль за хозяйственными операциями применяются бухгалтерские счета как один из элементов метода бухгалтерского учёта. Система счетов бухгалтерского учёт, преднозначенна для текущего учёта и контроля за движением хозяйственных средств и их источников, производственных процессов и их результатов. Система счетов позволяет систематически контролировать каждую хозяйственную операцию и периодически проверять деятельность предприятия. Система счетов имеет важное значение для систематизации и группировки данных о хозяйственных процессах по качественно однородным признакам. Счёт представляет собой границу разделённую на две части: левая – дебет, правая – кредит. В начале таблицы даётся название счёта, т.е. наименование объекта учёта. На счётах первоначально отражается состояние средств или источников (т.е. сальдо – остаток), затем записывают все хозяйственные операции определённой группы. Изменение в сторону увеличения регистрируются на одной стороне, а в сторону уменьшения на другой. Это позволяет в любой момент определить новое состояние учитываемого объекта. Система счётов тесно связанна с балансом. В зависимости от того что учитывается на счётах средства хозяйства или их источники счёта делятся на активные и пассивные. На активных счётах записывают начальное состояние средств т.е. начальное сальдо, поступление средств и конечный остаток по дебету, по кредиту этих счетов отражается уменьшение средств. В активных счётах сальдо только дебетовое, или отсутствует совсем.

СХЕМА АКТИВНОГО СЧЁТА.

Дебет Кредит
1)СН- начальное сальдо   Уменьшение(-) в результате хозяйственных операций
Увеличение(+) в результате хозяйственных операций
2) Оборот по дебету счёта (сумма всех хозяйственных операций) 3) Оборот по кредиту счёта (сумма всех хозяйственных операций)
СК- конечное сальдо (1+2-3)  

На пассивных счётах учитываются источники средств и их целевое назначение. Начальное сальдо на пассивных счётах, увеличение источников отражается по кредиту. По дебету пассивных счётов отражается уменьшение источника счёта. В пассивных счётах сальдо только кредитовое, или отсутствует совсем.

СХЕМА ПАССИВНОГО СЧЁТА

Дебет Кредит
Уменьшение(-) в результате хозяйственных операций 1) СН- начальное сальдо
Увеличение(+) в результате хозяйственных операций
3) Оборот по дебету счёта (сумма всех хозяйственных операций) 2) Оборот по кредиту счёта (сумма всех хозяйственных операций)
  СК- конечное сальдо (1+2-3)

В бухгалтерском учёте помимо активных и пассивных счётов, существуют и активно – пассивные счёта, предназначенные для учёта расчётных операций с различными учреждениями, организациями, лицами.

СХЕМА АКТИВНО – ПАССИВНОГО СЧЁТА.

Дебет Кредит
Начальное сальдо- показывает наличие задолженности предприятию на начало отчётного периода Начальное сальдо – показывает наличие задолженности предприятия на начало отчётного периода
Увеличение (+) задолженности предприятию Уменьшение(-) задолженности предприятию
Уменьшение(-) задолженности предприятия Увеличение (+) задолженности предприятия
Конечное сальдо - показывает наличие задолженности предприятию на конец отчётного периода Конечное сальдо- показывает наличие задолженности предприятия на конец отчётного периода

Начальное сальдо по дебету активно – пассивного счёта показывает задолженность предприятию другими организациями и лицами. Увеличение этих задолженностей будет отражаться по дебету, а уменьшение по кредиту. По кредиту активно – пассивного счёта сальдо показывает задолженность предприятия другим организациям и лицам, увеличение этой задолженности отражается по кредиту, а уменьшение по дебету. На активно – пассивном счёте сальдо показывается в развёрнутом балансе.

Сумма всех операций по дебету называется – дебетовым оборотом. А сумма всех операций по кредиту – кредитовым оборотом.

Для того чтобы вывести конечное сальдо по активному счёту необходимо к первоначальному остатку прибавить сумму оборота по дебету и вычесть сумму оборота по кредиту.

К. сальдо ак. сч. = Н сальдо + Д.об. – К. об.

Чтобы определить конечный остаток по пассивному счёту, к первоначальному остатку прибавить сумму оборота по кредиту и вычесть сумму оборота по дебету.

К. сальдо пас. сч. = Н сальдо + К.об. – Д. об.

Сумма конечных остатков активных счётов = общей сумме актива баланса на конец отчётного периода, сумма конечных остатков всех пассивных счётов = общей сумме пассива баланса на конец того же отчётного периода.

. Двойная запись, её сущность и контрольное значение

В результате совершения хозяйственных операций происходит двойственное и равновеликое отражение средств предприятия и источников их формирования. Это вызывает необходимость двойственного отражения хозяйственных операций на счётах, которое заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается в одинаковой сумме по дебету и кредиту различных счётов. Одновременная запись хозяйственных операций по дебету и кредиту называется – способом двойного отображения или двойной записью. Этот метод имеет большое контрольное значение, поскольку одна и та же хозяйственная операция в равной сумме отражается дважды, а в случае расхождения сумм по данной операции выявляется допущенная ошибка и устанавливается ответственный за неё.

Развитие кибернетики, информатики позволило установить, что двойная запись является приёмом имеющий всеобщий характер.

Взаимосвязь между счётами может быть различна, она зависит от содержания хозяйственных операций. Существует 4-и вида балансовых изменений, отсюда вытекает, что между счётами может быть 4-и вида связи, т.е. 4-и способа отражения операций на этих счётах:

1. Запись по дебету одного и кредиту другого активного счёта, осуществляется, в случае если содержание операции указывает на изменение состава средств (т.е. на движение одних в сторону увеличения, а других в сторону уменьшения).

2. Запись по дебету одного и кредиту другого пассивного счёта, осуществляется, если содержание операции указывает на изменение в составе источников средств, на увеличение одних и уменьшение других.

3. Запись по дебету активного счёта и кредиту пассивного счёта, осуществляется, в случае если содержание операции показывает, что произошло увеличение средств и источников.

4. Запись по дебету одного или нескольких пассивных счётов и кредиту активного счёта, осуществляется, в случае если содержание операции показывает, что произошло уменьшение средств и источников.

24. Организация управленческого учета в зависимости от технологии и организации производства

Назначение и основные принципы управленческого учета

Сущность, предмет и метод управленческого учета

Важнейшими задачами современной практики управления явля­ются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функцио­нирования организации.

Успешная реализация задач управления организацией в системе рыночных отношений требует от руководителей, менеджеров и орга­низаторов производства не только высокой компетентности и опыта в конкретных сферах производственной деятельности, но и умения экономически правильно, адекватно оценить и в реальном режиме времени отреагировать как на динамические внешние условия разви­тия экономических процессов, так и на смену режима функционирова­ния организации, связанную с изменениями номенклатуры и объема производства продукции, структурными перестройками и т.д.

В современных условиях предоставляемая информация должна быть высокого качества и эффективной, удовлетворять потреб­ностям как внешних, так и внутренних пользователей информации. Это означает, что бухгалтерская информация должна содержать минималь­ное количество показателей, но удовлетворять максимальному числу ее пользователей на разных уровнях управленческой иерархии. Пре­доставляемая информация должна быть необходимой, существенной и целесообразной, без лишних показателей. Кроме того, необходимо, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени.

Финансовый учет охватывает информацию, которая используется не только для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам, сторонним пользователям. Эта информация должна удовлетворить потребности как фискальных государственных органов, так и акционеров компаний, держателей облигаций и других ценных бумаг, потенциальных инвесторов.

Управленческий же учет предназначается для решения внутрен­них задач управления предприятием и является его ноу-хау. В отличие от финансового управленческий учет субъективен и конфиденциален, но именно он несет основную нагрузку обеспечения принятия управ­ленческих решений, и им занимаются профессионалы высокого уровня.

В современных условиях управленческий учет, выполняя опреде­ленные функции, выступает в качестве информационного фундамента управления внутренней деятельностью организации, ее стратегией и тактикой. Основное его назначение — это аккумулирование информа­ции для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений. Следовательно, основная задача управленческого учета — подготовка необходимой информации для принятия оптимальных управленческих решений по совершенствованию производственного процесса и тем самым оптимизация процесса управления.

Целью формирования системы управленческого учета является составление в необходимые сроки и в требуемых объемах управлен­ческой отчетности, которая предназначена для руководителей органи­зации всех уровней управления.

Стратегия управленческого учета представляет собой систему анализа, прогнозирования, планирования и координации управленче­ских решений, определяющих развитие организации на длительный период.

Характеризуя сущность управленческого учета, следует отметить его важнейшую особенность: управленческий учет связывает процесс управления с учетным процессом.

Предмет управленческого учета — производственная и коммерче­ская деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений в процессе всего цикла управления.

Содержание предмета управленческого учета раскрывают его многочисленные объекты, которые можно объединить в две основные группы.

К первой группе объектов управленческого учета относят произ­водственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия, ко второй — хозяйственные процессы, выполняемые отдельными подразделениями организации, составляющие в совокупности производственную дея­тельность организации.

В состав производственных ресурсов входят основные фонды, нематериальные активы, материальные ресурсы.

Ко второй группе объектов управленческого учета относят следу­ющие виды деятельности:

· снабженческо-заготовительную — приобретение, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта, а также маркетинго­вую деятельность, связанную со снабженческими процессами;

· производственную — процессы, обусловленные технологией производства продукции и состоящие из основных и вспомогательных операций; операции по совершенствованию выпускаемых продуктов и разработке новых;

· финансово-сбытовую — маркетинговые исследования и опе­рации по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, содействующие росту объема продаж, начиная от рекламы продукта и заканчивая установлением прямых связей с потребителями; контроль качества выпускаемой продукции;

· организационную — создание организационной структуры хозяйствующего субъекта, формирование функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы организации с прямой и обратной связью, отвечающей требованиям внутренних коммуникационных связей между структурными подразде­лениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования;

· операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия.

Совокупность различных приемов и способов, посредством кото­рых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе организации, называется методом управленческого учета.

Основными элементами метода управленческого учета являются: документация, инвентаризация, группировка и обобщение, нормиро­вание, бюджетирование, анализ и контроль. При этом все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организа­ции внутренних хозяйственных связей, направленной на решение задач управления.

Документация — первичные документы и машинные носители информации, гарантируют управленческому учету достаточно полное отражение деятельности организации. Первичный учет применительно к специфике предприятия является основным источником информа­ции для финансового и управленческого учета.

Инвентаризация — способ определения фактического состояния объекта, а также отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование, устанавли­вает полноту и достоверность учетной информации.

Группировка и обобщение — способ, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте по определенным при­знакам. Главными признаками группировки объектов управленческого учета считаются: специфика производственной деятельности, техно­логическая и организационная структура организации, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация способствует более эффективному использованию для оценки результатов деятельности и принятия оперативных и стратеги­ческих управленческих решений.

Бюджетирование — непрерывный циклический процесс форми­рования бюджетов, направленный на приведение в соответствие воз­можностей организации с условиями рынка. Бюджет — это количе­ственное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением. При этом бюджеты могут быть составлены как для орга­низации в целом, так и для ее отдельных подразделений или проектов.

Нормирование — процесс научно обоснованного расчета опти­мальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффек­тивного использования всех видов ресурсов, и изыскание путей наибо­лее продуктивного превращения затрат в продукцию.

Анализ — в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учета взаимодействует практически со всеми осталь­ными его составляющими. Анализу подвергается производственная деятельность как всей организации, так и отдельных ее подразделений. Выбор показателей анализа определяется целями и возможностями системы управления. В процессе анализа выявляются взаимозависимо­сти и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установ­ленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие измене­ния в результатах деятельности организации, для принятия соответ­ствующих управленческих решений.

Контроль — завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность организации на выполнение задач, стоящих перед организацией, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности. Существуют разные виды контроля, которые обладают отличительными особен­ностями в каждой организации, отражая специфику ее деятельности.

Функции и принципы управленческого учета

Понимание сущности управленческого учета позволяет выявить зависимость функций, выполняемых этим видом учета, от функций управления. Функции управления обычно состоят из: планирования, контроля, оценки, организационной работы, формирования внутрен­них информационных связей и стимулирования. Рассмотрим более подробно содержание функций управленческого учета в рамках функций управления организацией.

Планирование — процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает: постановку цели,формулировку задач, изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели, выбор вариантов альтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию об основном бюджете организации с выделением данных о предполагаемых источниках его исполнения. При этом системой управленческого учета должна быть предусмотрена возможность формирования гибкого бюджета, т.е. бюджета, изменяющегося в зависимости от сложившейся произ­водственно-финансовой ситуации.

Бюджеты могут быть краткосрочными (как правило, до одного года) и долгосрочными (как правило, от одного года до трех лет). Долго­срочный бюджет представляет собой предположение администрации в отношении развития организации в перспективе. Таким образом решают вопросы инвестиций в основные фонды, производственные запасы, в создание и освоение новой продукции.

Контроль — проверка осуществления планов со стороны руково­дителя, менеджера — состоит из определения состояния объекта; сопо­ставления фактических результатов с плановыми; пересмотра планов, если становится ясным, что они не могут быть выполнены; выявления отклонений от запланированного и регулирования. Любое управленче­ское решение основывается на оценке деятельности, где управленческое планирование и система контроля полностью взаимодействуют.

Оценка понимается как заключительный процесс анализа всей системы принятия решений. В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель, и выясняются причины отклонений: недостатки планирования; неоптимальный набор действий, который привел к увеличению количества оперативных решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели. При оценке руководитель должен получить как минимум сводные аналити­ческие показатели результатов деятельности в целом по организации, а также по ее структурным подразделениям.

Организационная работа состоит в создании организационной структуры организации, предназначенной для практической реализа­ции поставленных перед ней целей — отделов, бюро, групп, подразделений и т.п.; распределении обязанностей между исполнителями; координации действий исполнителей на основе внутренних информа­ционных связей, объединяющих разные уровни управления; установ­лении коммуникационных каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.

Функционирование системы управленческого учета опреде­ляется организационной структурой предприятия. Производствен­ная бухгалтерия может предоставлять внутреннюю отчетность струк­турных подразделений, а учет затрат на производство строится по центрам ответственности, что даст информацию руководству орга­низации об эффективности разделения полномочий. Однако на совре­менном этапе развития управления предпочтение отдается организа­ции специальной аналитической службы, в задачи которой входит формирование и поддержка системы управленческого учета.

Стимулирование — это средство мотивации участников произ­водственного процесса, побуждающее уяснить цели и задачи орга­низации и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают бюджеты и исполнительские отчеты об их выпол­нении.

Бюджеты содержат сбалансированные плановые показатели и ориентируют менеджеров на выполнение конечной цели организа­ции. Исполнительские отчеты мотивируют обоснованность корректи­ровки фактических результатов по отношению к запланированным и стимулируют персонал предприятия к принятию мер по устранению отклонений либо к выявлению потенциальных проблем в будущем. Внутренняя отчетность создает основу для повышения эффективности системы контроля и регулирования, осуществляемой менеджерами.

Управление хозяйственной деятельностью является сложным и комплексным процессом. Система учета, отвечающая требованиям управления, также сложна и состоит из множества процедур. К тому же состав элементов системы управленческого учета может меняться в зависимости от целей управления. Между тем любая система управ­ленческого учета должна отвечать определенным принципам.

К основным принципам управленческого учета относятся: досто­верность, уместность, непрерывность деятельности организации, оценка результатов деятельности подразделений организации; преемствен­ность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления; формирование показателей внутрен­ней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления; периодичность и контроль. Совокупность перечисленных принципов обеспечивает действенность системы управленческого учета, но не унифицирует учетный процесс.

Принцип достоверности определяет отражение в управленче­ском учете экономической информации достоверно и адекватно.

Принцип уместности заключается в определении экономической целесообразности разработки и внедрения элементов системы управ­ленческого учета. Затраты на формирование системы учета не должны превышать экономический эффект от такого внедрения, при этом дан­ные учета должны быть простыми и понятными при любой перегруп­пировке информации. Таким образом, сбор и обработка информации считаются целесообразными, если ее ценность для управления выше стоимости ее получения.

Непрерывность деятельности организации выражается отсут­ствием намерений самоликвидироваться или сократить масштабы про­изводства и означает, что организация будет развиваться в будущем. Этот принцип нацеливает на создание информационного обслужива­ния решений долгосрочных проблем: анализ конкурентоспособности производства продукции, поставок сырья и материалов, изменения ассортимента и освоение новых продуктов, инвестиций и т.д.

Оценка результатов деятельности структурных подразделе­ний организации предусматривает определение тенденций и перспек­тив каждого подразделения в формировании прибыли предприятия от производства до реализации продукта.

Преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления упрощает систему учета и делает ее эффективной (меньше затрат — больше зна­чимости в решении поставленной менеджером перед бухгалтером-аналитиком цели). При оперативном управлении информация управленческого учета подкрепляется и иногда дополняется бухгалтерскими данными. В свою очередь данные финансового учета детализируются, дополняются информацией, поступающей от управленческого учета. Иногда его называют принципом комплексности. Сущность принципа заключается в разовой фиксации данных в первичных документах или производственных расчетах и многократном их использования при всех видах управленческой деятельности без повторной фиксации, регистра­ции или расчетов.

Этот принцип позволяет создать на предприятии рациональную и экономическую систему учета сообразно его размерам и масштабам производственной деятельности. Его реализация означает, что из мини­мального количества данных получают максимально необходимое для управленческих решений количество информации. Тогда управленче­ский учет выполняет свои функции.

Формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления связано со способностью управленческого учета формировать показа­тели внутренней отчетности по данным первичного учета, которые впоследствии трансформируются в сводные документы различных отделов организации. На последующих уровнях организационной структуры производится объединение и формирование отчетной свод­ной документации.

Контроль в системе управленческого учета должен быть основан на использовании корректной информации, отвечающей принципам полноты и аналитичности, для того чтобы всегда существовала возмож­ность ее объективной интерпретации, анализа, сравнения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: