Предмет и метод бухгалтерского учета. Предмет бухгалтерского учета — это отражение состоя­ния и движения активов, источников их образования и результатов хозяйственной деятельности субъекта

Предмет бухгалтерского учета — это отражение состоя­ния и движения активов, источников их образования и результатов хозяйственной деятельности субъекта. Наиболее ярко содержание предмета раскрывается через объекты бухгалтерского учета.

Объектами учета являются:

— имущество предприятия;

— обязательства предприятия;

— хозяйственные операции, осуществляемые предприятия­ми в процессе их деятельности.

Согласно части первой Налогового кодекса РФ, под имуще­ством понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Для правильного учета хозяйственной деятельности пред­приятия необходимо пользоваться определенным методом бух­галтерского учета.

Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бух­галтерского учета.

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция; счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность.

Рассмотрим подробнее содержание отдельных элементов метода бухгалтерского учета.

1. Документация - способ первичного контроля и наблюде­ния за хозяйственными операциями; ни одна запись в бухгалтер­ском учете не может быть сделана без соответствующего оформ­ления ее документов. Документация служит целям контроля, дает возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

2. Инвентаризация заключается в проверке средств в нату­ре, а также состояния расчетов с другими предприятиями. Основ­ные положения о порядке и сроках приведения инвентаризации регламентируются Федеральным Законом «О бухгалтерском уче­те», «Методическими указаниями о инвентаризации имущества».

3. Оценка - способ денежного выражения объектов бухгалтерского учета. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйственного субъекта базируется на их фактической себестои­мости. Этим достигается реальность оценки.

4. Калькуляция представляет собой исчисление в денеж­ном выражении фактической себестоимости изготовления единицы продукции.

5. Счета - способ группировки и текущего отражения хозяйственных средств. На каждый вид хозяйственных средств или их источников открываются отдельные счета, которые ведут­ся в книгах, на листах или карточках, имеющих форму таблиц.

6. Двойная запись - взаимосвязанное отражение и кон­троль каждой хозяйственной операции одновременно на двух счетах и в одной и той же сумме.

7. Бухгалтерский баланс - способ группировки и отражения в денежной оценке хозяйственных средств по их составу и источ­никам образования на определенную дату. Отражаемые в балансе средства характеризуются равенством общей суммы видов средств сумме источников их образования. Это равенство объяс­няется тем, что в балансе показан один и тот же объект - хозяйст­венные средства - только в двух разрезах: по составу и размеще­нию, с одной стороны; по источникам образования и целевому на­значению, с другой.

8. Отчетность - система экономических показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности пред­приятий и включающих ряд таблиц (форм), в которых содержатся эти показатели. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.

Таким образом, метод бухгалтерского учета - это система способов сплошного, непрерывного, взаимосвязанного отражения и обращения в денежном выражении движения хозяйственных средств предприятия с целью контроля за выполнением плана и обеспечения сохранности государственной собственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: