Предмет бухгалтерского учета — это отражение состояния и движения активов, источников их образования и результатов хозяйственной деятельности субъекта. Наиболее ярко содержание предмета раскрывается через объекты бухгалтерского учета.
Объектами учета являются:
— имущество предприятия;
— обязательства предприятия;
— хозяйственные операции, осуществляемые предприятиями в процессе их деятельности.
Согласно части первой Налогового кодекса РФ, под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Для правильного учета хозяйственной деятельности предприятия необходимо пользоваться определенным методом бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция; счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность.
|
|
Рассмотрим подробнее содержание отдельных элементов метода бухгалтерского учета.
1. Документация - способ первичного контроля и наблюдения за хозяйственными операциями; ни одна запись в бухгалтерском учете не может быть сделана без соответствующего оформления ее документов. Документация служит целям контроля, дает возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.
2. Инвентаризация заключается в проверке средств в натуре, а также состояния расчетов с другими предприятиями. Основные положения о порядке и сроках приведения инвентаризации регламентируются Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», «Методическими указаниями о инвентаризации имущества».
3. Оценка - способ денежного выражения объектов бухгалтерского учета. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйственного субъекта базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки.
4. Калькуляция представляет собой исчисление в денежном выражении фактической себестоимости изготовления единицы продукции.
5. Счета - способ группировки и текущего отражения хозяйственных средств. На каждый вид хозяйственных средств или их источников открываются отдельные счета, которые ведутся в книгах, на листах или карточках, имеющих форму таблиц.
6. Двойная запись - взаимосвязанное отражение и контроль каждой хозяйственной операции одновременно на двух счетах и в одной и той же сумме.
7. Бухгалтерский баланс - способ группировки и отражения в денежной оценке хозяйственных средств по их составу и источникам образования на определенную дату. Отражаемые в балансе средства характеризуются равенством общей суммы видов средств сумме источников их образования. Это равенство объясняется тем, что в балансе показан один и тот же объект - хозяйственные средства - только в двух разрезах: по составу и размещению, с одной стороны; по источникам образования и целевому назначению, с другой.
|
|
8. Отчетность - система экономических показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности предприятий и включающих ряд таблиц (форм), в которых содержатся эти показатели. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.
Таким образом, метод бухгалтерского учета - это система способов сплошного, непрерывного, взаимосвязанного отражения и обращения в денежном выражении движения хозяйственных средств предприятия с целью контроля за выполнением плана и обеспечения сохранности государственной собственности.