Симптоматика. Речевая и неречевая симптоматика

Речевая и неречевая симптоматика.

Речевая симптоматика тахилалии характеризуется следующими признаками: ненормально быстрый темп (вместо 10—12 звуков в секунду произносится 20—30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса. Речь отличается неудержимой стремительностью. Наблюдаются расстройства речевого внима­ния, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения фраз и т. д. Однако при привлечении внимания к речи у страдающих тахилалией происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней речью и, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с речью окружающих, запинки исчезают. М. Зееман выделяет в симптоматике тахилалии интервербальную акцелерацию (ускорение темпа речи), которая проявляется в многослож­ных словах, длинных фразах и длинных связных текстах. Длинное слово или словосочетание, название из нескольких слов и т. д. про­износятся настолько стремительно, что из словесного нагромождения выпадают некоторые слоги, искажаются звуки из-за неточных и быстрых артикуляторных движений. Интервербальную акцелерацию можно объяснить тем, что при построении речи временно выклю­чается регулирующее влияние коры головного мозга на течение речи.

Наряду с нарушением внешней речи наблюдаются сходные расстройства внутренней речи, чтения и письма. В памяти человека возникает именно требуемое слово, но оно тотчас же, еще до произ­несения, вытесняется другим. На письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов. Целые слова заменяют­ся другими, родственными по звучанию или по написанию. При тахилалии затрагивается операция построения речи в це­лом.

Неречевая симптоматика проявляется в нарушениях общей мо­торики, вегетативной нервной системы, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, в отклонениях поведения. У человека с тахилалией нарушается темп общих движений: дви­жения быстрые и стремительные (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка, гиперактивность, тики). Моторное беспокойство отме­чается даже во время сна (дети мечутся в постели). Влимание не­устойчивое, переключаемость с объекта на объект повышенная, недо­статочный объем зрительной, слуховой и моторной памяти. Течение мысли быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. Дети с тахилалией вспыльчивы, легко возбудимы. Во время возбуж­дения появляются вазомоторные реакции: покраснение лица, ушей, появление пота на лице, похолодание и потливость рук. Дети стано­вятся эмоционально лабильными и недисциплинированными. Быст­рая речь производит на незнакомых неблагоприятное впечатле­ние, что отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формирова­нии его личности. В старшем возрасте проявляется разное отноше­ние к дефекту:

1) одни оценивают неудержимую стремительность в речи как естественную и единственно приемлемую для них форму, гармони­рующую со всем психомоторным складом их личности;

2) другие переживают стремительность речи как заикание, и у них нередко диагностируют поздние формы заикания;

3) третьи столь отрицательно переживают ускоренный темп речи, что это доводит их до полного изнеможения: «Как будто кто-то подгоняет и заставляет все больше и больше убыстрять речь».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: