Формы и разновидости тахилалии

Формы тахилалии. Выделяют:

· чистые формы тахилалии;

· функциональную тахилалию, протекающую с вторичными явлениями заикания (Ю. А. Фло­ренская, 1936; Н. П. Тяпугин, 1966);

· параллельную форму в ряду энцефалитов, где она часто переплетается с полилалическим симптомокомплексом или с дизартрическими и дизритмическими рас­стройствами (В. М. Бехтерев, Ю. А. Флоренская).

Классификация разновидностей тахилалий

Патологически ускоренный темп нередко сочетается с другими нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического ха­рактера. В отечественной литературе для обобщенного обозначения таких речевых нарушений иногда используется термин «спотыкание». Это неправомерно, спотыкание определяет только необоснован­ныеостановки, паузы, запинки, а в данном случае в основе рече­вых нарушений лежат прежде всего аграмматизмы на фоне пато­логически ускоренной речи.

Баттаризм (парафразия) — неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых рас­стройств темпа речи. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

Причины и механизмы возникновения: соматические, психогенные факторы и привычку. Невро­логические исследования указывают на изменения в физиологии и анатомии мозга, которые или свидетельствуют о пренатальных нарушениях, или они унаследованы как конституциональная особен­ность

Из психических факторов следует назвать недостаточную кон­центрацию внимания, несоответствие темпа мышления и речи.

Механизм баттаризма (парафразии) с анатомо-физиологических позиций также можно объяснить преобладанием процесса возбуж­дения над процессом торможения вследствие аномалий централь­ной нервной системы. М. Надолечны определяет его как парартрию и считает, что данное нарушение выражается в проглатывании и перестановке слогов и слов, в остановках в речи. В норме, благодаря вниманию, процесс течения мысли направляется в соответствии с моторной гибкостью речи. Этим достигается известная отрегулированность психомоторных процессов. Данный ме­ханизм нарушается при быстром течении мысли.

С лингвистической точки зрения парафразию можно рассматри­вать как синтаксическое расстройство. Недоговаривание, пропуски, смазанность речи возникает за счет дискоординации между скоростью течения мысли и речемоторной функцией.

Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с нали­чием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запин­ками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

Выделяют дислогические расстройства речи, или дизфразии, обусловлен­ные нарушением содержательной стороны речи, и спазматические лалоневрозы, к которым отнес заикание как чисто артикуляторное расстройство речи (А. Куссмауль), поэтому возможно смешение спотыкания с заиканием. Привлечение внимания к речи у заикающихся усиливает судорожность, у лиц со спотыканием — улучшает речь; заикающие­ся в домашних условиях говорят лучше, а люди со спотыканием — хуже. Во время непринужденного разговора симптомы полтерна и парафразии усиливаются, симптомы заикания уменьшаются. Анализ признаков полтерна и заикания показывает, что в пер­вом случае люди обычно не осознают своего недостатка, в то время как заикающиеся от него страдают.

Чистые формы спотыкания обусловлены врожденными конститу­циональными аномалиями развития. Речь при спотыкании носит по­верхностный и одновременно абстрактный характер и является руб­леной, нечеткой по смыслу высказывания и способу артикулирова­ния. В ней проявляются элементы аграмматизмов и нарушений син­таксиса (провалы, повторения, телескопирование, вставки, наруше­ния согласования и управления слов во фразе), которые отражают внутренний беспорядок мышления. Речь недостаточно выразительна из-за быстроты, аритмии, захлебываний. Чистые формы спотыкания делятся на следующие группы:

Первая группа — с моторными расстройствами; основны­ми симптомами нарушения являются ускоренная речь и отклонения в артикулировании звуков речи.

Вторая группа — с сенсорными расстройствами; в клинике спотыкания преобладает трудность нахождения необходимых слов, имеются нарушения слухового внимания.

Третья группа — с общей трудностью формулирования речи несмотря на достаточный запас слов.

Четвертая группа — со спотыканием, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных (а-а, э-э) или вставлением восклицаний, отражающих постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи.

Полтерн наблюдается при хорее, псевдобульбарном параличе, дистрофирующих органических заболеваниях головного мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении.

Симптомы полтерна позволяют отличать его от нормальной речи, а также от речи заика­ющихся.

Речевые и неречевые нарушения при баттаризме (парафразии) и полтерн (спотыкании)

Речевые нарушения касаются внешней, внутренней и письменной речи. Для устной речи людей с этими расстройствами характерны поспешность, малая понятость, расстройства в образовании от­дельных звуков, пропуски, перестановки, изменения звуков, слогов, выпадения и изменения слов и целых фраз. Выпадение предложе­ний проявляется при пересказе прочитанного. Предложения корот­кие, мало связанные между собой, детали отсутствуют. Поспеш­ность в речи приводит к спотыканию: человек не сразу произносит звук, беззвучно движутся губы и язык, напоминая судорогоподобные, движения. Имеются расстройства дыхания, голоса, дикции. Отсутствует звонкость, часты симптомы перенапря­жения голоса, иногда имеются монотонность и носовой оттенок.

Люди с баттаризмом и полтерн читают так же, как и говорят: длинные фразы предпочитают членить на короткие. В связи с этим они часто теряют основную нить читаемого, не могут запомнить содержание. В процессе письма наблюдаются остановки движущей­ся руки, пропуски, перестановки, замены, неправильное написание букв, слогов, слов и целых фраз.

При этих расстройствах нарушены все стороны речевой деятельности:

· импрессивная и экспрессивная речь, просодия (ритм, темп речи, интонационная выразительность, паузация, логические ударе­ния, музыкальность речи и т. п.);

· голос (монотонный, слабый, фор­сированный, с носовым оттенком), речевое дыхание, речевая мото­рика;

· лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика;

· наблюдаются постоянные трудности в выборе слов, в общих форму­лировках и в выражении своих мыслей.

Неречевая симптоматика выражается в расстройствах общей моторики, внимания, мышления, поведения. В общей моторике у людей с баттаризмом и полтерн отмечается стремительность, раз­бросанность движений, быстрая ходьба, резкие повороты. Речь со­провождается быстрыми, часто беспорядочными движениями лица (гримасами), рук и всего тела. Внимание неустойчивое. Они не умеют слушать других. Плохое слуховое внимание. В силу этого они плохо улавливают и запоминают, как говорят окружающие. Мышление страдает разбросанностью, недостаточной логичностью, своего дефекта не замечают, достаточно контактны и способны к самоутверждению. Эти качества скорее всего служат причиной то­го, что такие люди только в отдельных случаях обращаются за помощью. Но, хотя сами они недостаточно осознают свой дефект, их словесная коммуникация ограничена в силу неразборчивости речи и беспокойного поведения.

Таким образом брадилалия и тахилалия относятся к темпо-ритмическим нарушениям речи. Характеризуются наличием речевой и неречевой симпроматики. При слабой выраженности речевые и не­речевые симптомы самими детьми не замечаются. В более тяжелых случаях появляется осознание нарушения речи и связанные с ним психологические переживания. Отмечаются также особенности в психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: