Обследование ведется комплексно. Логопедическое обследование ведется так же, как и детей с брадилалией. Однако имеются и особенности:
Чистая тахилалия в основном расстройство чисто темпового характера. При баттаризме и полтерн, помимо темпа речи, имеются нарушения синтаксического, морфологического, лексического и грамматического порядка. Прогноз относительно брадилалии тем более благоприятен, чем раньше она будет выявлена и чем раньше начнется комплексное воздействие. Прогноз тахилалии зависит от умственного развития и поведения человека. В детском возрасте чем ребенок спокойнее, тем легче формируется темп его внешней и внутренней речи. Прогноз баттаризма и полтерн определить довольно сложно. Он зависит от структуры дефекта: чистая форма или проявление-синдром. Кроме того, имеет значение умственное развитие и поведение больного, микросоциальная среда, своевременное и комплексное воздействие.
У детей с баттаризмом и полтерн особое внимание обращается на исследование лексики, грамматического строя речи, семантики:
• слухового неречевого гнозиса, восприятия и воспроизведения ритмов, оптико-пространственного гнозиса и праксиса;
• слуховой, зрительной и моторной памяти;
• речевой активности.
Эффективность преодоления тахилалии зависит также от окружающих: сложнее добиться нормализации темпа речи, если кто-либо из родных страдает недостатками речи или невротическими расстройствами: результат преодоления тахилалии зависит и от сотрудничества родных с лечащим врачом и логопедом.
Профилактика тахилалии включает лечение и предупреждение наследственных заболеваний, нервно-психических нарушений, травм, опухолей мозга, нейроинфекций и т.п., заботу о соматическом нервно-психическом здоровье матери и ребенка, о правильном развитии его речи и поведения.
Логопедическое заключение.
В логопедическом заключении указываются:
•чистые формы тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;
•степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);
• влияние патологически ускоренной речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности;
•круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;
• выраженность психических симптомов;
•нарушения внешней речи (звукопроизношения, лексико-грамматической и семантической сторон речи, просодики);
• нарушения внутренней речи, психических процессов (восприятия, внимания, мышления);
• особенности моторики;
•отклонения в поведении.
Образец:
Нарушение темпо-ритмической организации речи (тахилалия, легкая степень).