Изменения, которые вступают в силу с 1 июля 2011 года

Федеральным законом подробно урегулированы вопросы принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые не используются по целевому назначению в течение трех и более лет либо используются с нарушением правил рационального использования и экологических требований.

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. В указанный срок не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.

Существенно усилена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц, не использующих земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в установленные федеральным законом сроки для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, которая влечет – наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Законом совершенствуется оборот земельных долей, полученных при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые в настоящее время считаются долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Определяется специфика образования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, прекращения прав на невостребованные земельные доли, совершения сделок с земельными долями и так далее.

Законом введено новое понятие «невостребованные земельные доли», так невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля:

- принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд (за исключением земельных долей, права на которые зарегистрированы);

- сведения о собственнике которой не содержатся в принятых решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники.

Участники долевой собственности на общем собрании смогут принять решения о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на земельный участок, а также заключать договоры аренды данного земельного участка.

В случае смерти участника долевой собственности уполномоченное общим собранием лицо будет являться в силу закона доверительным управляющим в отношении земельной доли, принадлежавшей умершему участнику долевой собственности, в части осуществления полномочий, переданных ему общим собранием участников долевой собственности, на период до перехода прав на эту земельную долю по наследству.

Федеральным законом также устраняются пробелы, неопределенности и противоречия в правовом регулировании оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В рамках данного закона появилась возможность в короткие сроки осуществить государственную регистрацию прав на земельные доли граждан, а также сформировать на территории Чувашской Республики земельные участки на площади 411,2 тыс. га, что обеспечит создание залоговой базы для привлечения долгосрочных кредитов в агропромышленный комплекс, вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот, наведение порядка в земельных отношениях и повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель.

В случае, если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не примут решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрируют свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан:

1) провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, об утверждении проекта межевания, об утверждении списка невостребованных земельных долей, об утверждении размера земельной доли;

2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков;

3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

Кроме того, в целях исключения ситуаций, когда земельные участки сельскохозяйственного назначения обрабатываются без правоустанавливающих документов, что препятствует поступлению денежных средств от использования земли в бюджеты различных уровней, а также способствует различным коррупционным проявлениям на местах, законом предлагается возможность определения Правительством Российской Федерации порядка использования указанных земельных участков до государственной регистрации права собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Описание показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, мониторинг значений которых в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21 января 2009 года № 52-р осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, – всего, в том числе: для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства, для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Единица измерения – кв. метров.

Источник информации: нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Разъяснения по показателю: под земельными участками, предоставленными для строительства, понимаются сформированные земельные участки, предоставленные под строительство в соответствии с действующим земельным и градостроительным законодательством.

Информация представляется раздельно по всей площади земельных участков, предоставленных для строительства, а также по площади земельных участков, представленных для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства и площади земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства. При ежеквартальном представлении данные показываются нарастающим итогом с начала отчетного года.

Информация о площади земельных участков предоставленных для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства берется из данных административного учета решений о предоставлении земельных участков – в случае, когда земельные участки предоставлялись без торгов, либо из протоколов о результатах торгов – в случае, когда земельные участки предоставлялись на торгах.

Информация не представляется по земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, за исключением земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, включенных в черту населенных пунктов в порядке, предусмотренном статьей 3.2. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации».

Доля площади земельных участков, являющихся объектами обложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района).

Единица измерения – процент.

Источник информации: органы местного самоуправления Разъяснения по показателю: показатель определяется как отношение площади земельных участков, фактически являющихся объектами налогообложения земельным налогом, к общей площади территории городского округа (муниципального района), выраженное в процентах.

Рассчитывается по формуле:

где:

Ds – доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом (процент);

Sн – площадь земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом (га);

S – общая площадь территории городского округа (муниципального района) (га).

Средняя продолжительность периода с даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков до даты получения разрешения на строительство.

Единица измерения – дни.

Источник информации: органы местного самоуправления.

Разъяснения по показателю: показывается средняя продолжительность периода со дня принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (дата постановления главы муниципального образования о предоставлении земельных участков для строительства) или даты подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков до даты получения разрешения на строительство.

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию:

объектов жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, - в течение 3 лет;

иных объектов капитального строительства - в течение 5 лет.

Единица измерения – кв. метров.

Источник информации: органы местного самоуправления.

Разъяснения по показателю: показатель представляется на основании архивных данных муниципальных органов по строительству и архитектуре о предоставлении земельных участков под строительство. Из решений о предоставлении земельных участков – в случае, когда земельные участки предоставлялись без торгов, либо из протоколов о результатах торгов – в случае, когда земельные участки предоставлялись на торгах, разрешение на ввод в эксплуатацию которых не было получено в течении 3 лет для объектов жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, и в течении 5 лет – для иных объектов капитального строительства.

Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных и автономных) в городском округе (муниципальном районе ).

Единица измерения – процент.

Источник информации: Росстат.

Разъяснения по показателю: данный показатель представляется территориальными органами Росстата главам городских округов (муниципальных районов) до 1 апреля. При ежеквартальном представлении информация в течение года может быть уточнена в случае подтверждения автономным учреждением сведений о включении в Единый государственный реестр юридических лиц.

Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в общей стоимости основных фондов организаций муниципальной формы собственности (на конец года).

Единица измерения – процент.

Источник информации: органы местного самоуправления Росстат.

Расчет показателя: показатель определяется как отношение полной учетной стоимости основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, к полной учетной стоимости основных фондов организаций муниципальной формы собственности (на конец года).

Рассчитывается по формуле:

где:

Дб – доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в общей стоимости основных фондов организаций муниципальной формы собственности (на конец года) (процент);

– полная учетная стоимость основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства (руб.);

– полная учетная стоимость основных фондов всех организаций муниципальной формы собственности (на конец года) (руб.) Для расчета используются данные за предыдущий год.

При ежеквартальном представлении информация может быть уточнена в случае завершения процедуры банкротства и наличия подтверждения об исключении предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц.


* Указанные законодательные и нормативные правовые акты утратили силу

* Указанные законодательные и нормативные правовые акты утратили силу

[1] Фонд перераспределения земель. М.: Российский земельный кадастр. 2001. – 126 с. – С. 15.

[2] Собрание законодательства РФ. 2002. №4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: