Коррекция. Методики логопедической работы с дошкольниками

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие разные стороны психофизиологического состояния заикающе­гося разными средствами и усилиями разных специалистов, комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечеб­ные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психоте­рапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, вос­питательные мероприятия. Цель их — устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств го­лоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление не­рвной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от пси­хологических наслоений, перевоспитание его личности и пове­дения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воз­действия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-педагогическую. Основными задачами лечебно-оздоровитель­ной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заи­кающегося; устранение и лечение отклонений и патологичес­ких проявлений в их психофизическом состоянии (ослабле­ние или снятие речевых судорог, расстройств вегетативно нервной системы, нарушений моторики и др.).

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устра­нение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Логопед орга­низует содружественную медико-педагогическую работу необ­ходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инст­руктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организа­ция режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

Педагогическую часть комплексного подхода составляет логопедическая работа, которая вклю­чает систему логопедических занятий, воспитательные меропри­ятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

Логопедическая работа рассматривается как система коррек­ционно-педагогических мероприятий, направленных на гармонич­ное формирование личности и речи ребенка с учетом необходи­мости преодоления или компенсации его дефекта.

Логопедическое воздействие в настоящее время осуществля­ется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопе­дическое воздействие реализуется во время групповых и инди­видуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматри­вают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в слу­чае необходимости развитие слухового внимания и фонемати­ческого восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствова­ние грамматического оформления фразы. На занятиях у заикаю­щихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают (у школьников, подростков) правильное отношение к дефекту, развивают интеллектуальные способности, этические и нравственные представления, формируют гармонично разви­тую личность.

Индивидуальные занятия проводятся в случае необходимых дополнительных упражнений (коррекция неправильного произношения, бе­седы психологического характера и т. д.).

Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим. Речевой режим дошкольников осуществляется с помощью взрослых, которые последовательно контролируют переход детей от одного речевого этапа к другому. Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функ­ций, воспитание правильной речи.

На речевых занятиях важно предусмотреть подбор не только самих речевых упражнений, но и различных ситуаций, в которых должны проводиться занятия.

В зависимости от обстановки последовательность речевых упражнений может быть выражена так: тренировка правильной речи в хорошо знакомой, привычной обстановке; в малознакомой; в незнакомой, чужой.

В зависимости от общественного окружения: в одиночестве (здесь обычно дети говорят совершенно свободно); с близкими и друзьями; с воспитателями; с малознакомыми людьми; с незнакомыми.

Анализ практики коррекционной работы с заикающимися дошкольниками показывает, что введение в структуру занятий с ними игрового, эмоционально-чувственного материала существенно повышает мотивацию детей по контролю за речевыми высказываниями и эффективность результатов работы педагогов, направленную на коррекцию заикания. Однако разработанной методики, в которой бы гармонично сочетались невербальные и вербальные формы деятельности и общения, до сих пор не существует (2, 4).

Основные требования к логопедическим занятиям с заи­кающимися детьми:

1) Логопедические занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность заикающегося ребенка.

2) Логопедические занятия проводятся в определенной си­стеме, последовательно, поэтапно, с учетом основных дидакти­ческих принципов; в зависимости от индивидуальных осо­бенностей каждого ребенка; с опорой на сознательность и активность детей; на занятиях используются пособия, нагляд­ные и технические средства обучения; занятия содействуют прочности воспитываемых навыков правильной речи и пове­дения.

3) Логопедические занятия согласовываются с требовани­ями программ воспитания и обучения детей дошкольного или школьного возраста.

4) На занятиях предусматривается необходимость трени­ровки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в раз­ных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и т. д. С этой целью используется все разнообразие логопедических занятий: многочисленные формы работы по развитию речи, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и творческие игры, экскурсии, подготовка и участие в утренниках, концер­тах, выступления перед микрофоном и др.

5) Занятия организуются таким образом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений.

6) Занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.

7) На занятиях с заикающимися постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занима­ющихся детей, магнитофонные записи и пластинки с выступ­лениями мастеров художественного слова, демонстрационные выступления ранее окончивших успешно курс логопедичес­ких занятий и др.

8) Занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и правильного его воспитания.

Организация самостоятельной работы, заикающегося ребен­ка направляется на выполнение им заданий логопеда в семейнобытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллек­тиве сверстников.

Комплектование групп проводится с учетом возраста заи­кающихся. Разный возраст вызывает необходимость исполь­зования своеобразных методик логопедической работы, изме­нение интенсивности отдельных ее компонентов.

У дошкольников основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше — ме­дицинские. У подростков и взрослых — наоборот, основное значение придается медицинским средствам, психотерапии (в том числе и ее суггестивным методам), меньше — педаго­гическим.

Важным разделом логопедической работы является ло­гопедическая ритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-ре­чевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях ло­гопедической коррекции. Логоритмика, несмотря на свою организованную систему, является дополнением к логопе­дическим занятиям и проводится как в специально отве­денное для нее время, так и включается в занятия логопеда, отчасти воспитателя.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ

В современной педагогике принято выделять следующие основные дидактические принципы: индивидуализации и коллективности, систематичности и последовательности, сознательной активности, наглядности, прочности и др. Со­вокупность этих принципов и своеобразие их реализации в отношении к заикающимся детям определяют все стороны коррекционного обучения — содержание, методы и органи­зационные формы.

Таким образом, основные дидактические закономерности и принципы, преломленные по отношению к детям с нару­шенной речевой деятельностью, являются основополагающи­ми. Знание этих основ предопределяет успешность (и в це­лом и в частностях) коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми.

НАГЛЯДНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

На логопедических занятиях с заикающимися использу­ются соответственно их возрасту общепринятые в учебном процессе пособия и технические средства обучения и специ­фические, направленные непосредственно на коррекцию не­правильной речи.

К первым относятся: учебные наглядные пособия, учебни­ки, литература, произведения искусства, настольные игры, мас­ки, кукольный и пальчиковый театр, диафильмы, радио- и те­лепередачи, магнитофонные записи, пластинки и пр.

К специфическим техническим средствам относятся: корректофон Деражне, аппарат «Эхо» (АИР), аппарат звукоуси­ления, магнитофон.

Аппарат Деражне (как и трещотка Барани) построен на эффекте звукозаглушения. Разной силы шум (в корректофо-не он регулируется с помощью специального винта) подается через резиновые трубочки, оканчивающиеся оливами, прямо в слуховой проход, заглушая собственную речь. Для заикаю­щихся, у которых имеется фиксированность на дефекте, от­ключение слухового контроля облегчает проведение речевых упражнений. Уменьшая силу заглушения, заикающиеся ус­пешно учатся говорить и без корректофона.

Но далеко не во всех случаях метод звукозаглушения мо­жет быть применим. Некоторые заикающиеся плохо перено­сят шум, который вызывает у них головные боли, раздражи­тельность. Постоянный шум может мешать выполнению сложных речевых упражнений. Отсутствие слухового конт­роля снижает возможность активного речевого общения заи­кающегося с окружающими.

Аппарат «Эхо», сконструированный Б. Адамчиком, состоит из двух магнитофонов с приставкой. Записанный звук вос­производится через долю секунды, что создает эффект эха. Отечественными конструкторами создан портативный аппа­рат «Эхо» (АИР) для индивидуального пользования.

Своеобразный аппарат для работы с заикающимися был предложен В. А. Раздольским. Принцип его работы построен на звукоусилении речи заикающихся через громкоговорите­ли или воздушные телефоны к слуховому аппарату «Крис­талл». Воспринимая свою речь звукоусиленной, заикающие­ся меньше напрягают речевую мускулатуру, чаще начинают пользоваться мягкой атакой звуков, что благотворно отража­ется на их речи. Положительным является и тот факт, что при использовании звукоусиления заикающиеся с первых же занятий слышат свою правильную речь, а это ускоряет выра­ботку положительных рефлексов и свободной, ненапряжен­ной речи. Ряд исследователей используют в практике раз­личные варианты отставленной речи («белого шума», звукозаглушения и др.).

В процессе логопедических занятий с заикающимися в психотерапевтических целях можно использовать звукозапи­сывающую аппаратуру. Выработке навыков правильной речи способствуют обуча­ющие магнитофонные занятия. Цель этих занятий заключа­ется в том, чтобы обратить внимание заикающегося на темп и плавность его речи, звучность, выразительность, грамматичес­кую правильность фразы. После предварительных бесед о качествах правильной речи, прослушивания соответствующих образцов речи, после неоднократных репетиций заикающий­ся выступает перед микрофоном со своим текстом в зависи­мости от этапа занятий. Задача — следить и управлять сво­им поведением, темпом, плавностью, звучностью речи, не допускать грамматических неправильностей в ней. Руково­дитель фиксирует в своей тетради состояние речи и поведе­ние заикающегося в момент выступления перед микрофоном. Закончив выступление, заикающийся сам оценивает свою речь (говорил тихо-громко, быстро-медленно, выразительно-моно­тонно и т. д.). Затем, прослушав речь, записанную на магнито­фонной пленке, заикающийся вновь оценивает ее. После это­го логопед анализирует речь заикающегося, его умение дать правильную оценку своей речи, выделяет положительное в его выступлении, в поведении на занятии и подводит общий итог.

Вариантом обучающих магнитофонных занятий является подражание выступлениям артистов, мастеров художествен­ного слова. В этом случае прослушивается художественное выступление, выучивается текст, отрабатывается воспроизве­дение, записывается на магнитофонную пленку, а затем срав­нивается с оригиналом, констатируются сходства и различия.

По окончании логопедического курса логопед строит заключительную беседу на материале последнего сравнительного магнитофонного занятия. Используя его логопед сове­тует заикающимся систематически наблюдать за своей ре­чью, ежедневно закреплять приобретенные на занятиях уме­ния и навыки.

Магнитофонные занятия рекомендуется проводить в тех случаях, когда у заикающегося имеется фиксированность на своем дефекте и осознание своей неправильной речи.

В настоящее время существует ряд логопедических мето­дик по устранению заикания. Их можно рассматривать в за­висимости от возраста заикающихся: работа с дошкольника­ми, школьниками, подростками и взрослыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: