Методика Л. З. Арутюнян

В течение последних лет в практику работы дошкольных логопедов широко вошло использование методики коррекции заикания, разработанной Л. З. Арутюнян. Методика применяется в структуре комплексного метода коррекции заикания. В работе с заикающимися дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка — игра, оказывающая существенное влияние на формирование личности, развитие всех сторон его психики, на формирование навыка общения.

Используя речь с опорой на руку, в течение полугода у детей постепенно налаживаются темп и ритм речи, интонационная сторона речи, слова в синтагме произносятся слитно. К концу учебного года у большинства детей подготовительного возраста речь нормализуется, и опора на руку при речи уже не является необходимой.

Перед началом работы необходимо согласование действий логопеда, воспитателей группы, психолога, музыкального руководителя, невропатолога, инспектора ЛФК в рамках реализации комплексного метода коррекции заикания.

Коррекционно-логопедическая работа проводится в течение года и состоит из трех основных этапов: подготовительного, этапа выработки речедвигательного навыка путем синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки и этапа автоматизации нового речедвигательного навыка.

Подготовительный этап. Продолжительность около полутора месяцев. Здесь проводится комплексное обследование детей, по результатам которого определяется общий план коррекционно-логопедической работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Подготовительный этап включает в себя дестабилизацию патологического состояния. Этой цели служат: индивидуальные беседы с целью формирования «установки на выздоровление», на «красивую и плавную речь»; коррекционно-воспитательные беседы с детьми и родителями; проведение режима ограничения речи.

Логопедические занятия на данном этапе направлены на решение следующих задач: обучение приемам релаксации; постановка диафрагмального дыхания; развитие общей, ручной и артикуляторной моторики; постановка мягкой атаки голоса; формирование лексико-грамматического строя речи; коррекция нарушений звукопроизношения, развитие слухового и зрительного восприятия,

На втором этапе вырабатывается новый речедвигательный навык посредством синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки.

Формируется стереотип естественной бессудорожной речи. Новый речедвигательный навык формируется в три периода.

В первом периоде ведется работа по обучению детей расслаблению, обращается особое внимание на расслабление кисти ведущей руки. Целенаправленно развивается мелкая ручная моторика. Параллельно формируется мягкая атака голоса. В данный период работы широко используется пение. Пропеваются не только слоговые ряды, распевки, песенки, но и маленькие рассказы и сказки, что способствует формированию выразительной речи. Продолжительность первого периода — 7—10 дней.

Во втором периоде все ранее выработанные навыки связываются с движением большого пальца, который служит для мягкого вплывания в речь. Темп речи здесь замедленный. Продолжительность этого периода — 7—10 дней.

В третьем периоде ведется работа по синхронизации движений пальцев ведущей руки с речью на уровне слов, словосочетаний, синтагм, состоящих из 2—З слов. Задачи этой работы следующие: выработать стереотип, усвоить новый речедвигательный навык, обучить руку основным интонационным приемам. В работе над предложением дети обучаются выделять логическое ударение более сильным нажатием пальца. Каждое предложение делится на минимально возможные синтагмы, в паузах рука и органы артикуляции должны успеть расслабиться, избегая мышечного напряжения, ребенок должен ощутить спокойствие и начать говорить после паузы с одновременным движением большого пальца (На материале предложений отрабатываются и интонационные навыки). Длительность периода — 15-20 дней.

На третьем этапе проходит автоматизация нового речедвигательного навыка Этап автоматизации продолжается примерно шесть месяцев. Основные задачи логопедической работы здесь следующие: продолжение работы по реализации задач предыдущих этапов (закрепление мягкой атаки голоса, длительного выдоха, спокойно го темпа речи, развитие общей и мелкой моторики, обучение расслаблению, развитие фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи); автоматизация речедвигательного навыка.

Выделяются два периода:

1. Первичное закрепление речедвигательного навыка на речевом материале различной сложности.

2. Закрепление речедвигательного навыка в самостоятельной речи.

Автоматизация речедвигательного навыка в самостоятельной речи проходит на логопедических занятиях, в процессе усвоения программного матери ала и в самостоятельной деятельности детей.

Опытно-экспериментальная работа показала высокую результативность использования данной системы коррекционно-логопедического воздействия на заикающихся дошкольников (1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: