Методика Н. А. Чевелевой

Автор исходит из психологической концепции, что развитие связанной речи ребенка идет от речи ситуативной к контекстной. Поэтому последовательность речевых упражнений усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям. Поэтому система последовательного усложнения речи идет по линии нарастания самостоятельной речи (сопровождающая, завершающая и предваряющая формы речи) и по линии постепенного усложнения объектов деятельности через усложнение числа «отдельных элементов работы». Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов.

1) Пропедевтический (4 занятия). Основная цель – привить детям навыки организованного поведения. Одновременно дети приучаются слышать не многословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм. У самих детей временное ограничение речи.

2) Сопровождающая речь (16 занятий). В этом периоде допускается собственная активная речь детей, но только по поводу одновременно совершаемых ими действий. Постоянная зрительная опора при этом обеспечивает наибольшую ситуативность речи. При этом идет постоянное усложнение речи детей в связи с изменением характера вопросов логопеда

3) Завершающая речь (12 занятий). Дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (в последнем случае они описывают уже выполненную работу или часть ее). Постепенно увеличивая интервалы между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного, достигается разная сложность завершающей речи. При этом, постепенно уменьшая зрительную опору, появляется возможность перехода к

контекстной речи.

4) Предваряющая речь (8 занятий). Наряду с сопровождающей и завершающей речью активизируется более сложная форма речи – предваряющая, когда ребенок рассказывает, что он намерен делать. Дети

учатся планировать свою работу. Развивается умение детей пользоваться речью вне наглядной опоры. Усложняется фразовая речь, словесно- логическое мышление.

5) Закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий). Закрепление навыков самостоятельной, развернутой, конкретной речи.

Таким образом, в методике, предложенной Н. А. Чевелевой, реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка. Автором методически обоснованы и описаны этапы этой последовательной работы (2, 4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: