Классификация. Психологическая классификация алалии (по Р. Е

Психологическая классификация алалии (по Р.Е. Левиной). Лингвистическая классификация алалии (по В.К. Орфинской). Вариан­ты моторной алалии: афферентная и эфферентная моторная алалия, их сопоставительный анализ.

Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлени­ям и степени выраженности речевого (языкового) недораз­вития. На основе выбранного подхода к ее изучению и раз­личий, наблюдаемых в картине алалии, исследователи называют несколько разновидностей нарушения.

В связи с тем, что в основание различения форм положе­ны разные критерии, имеются различные классификации алалии. Так, А. Либманн (1925) выделил следующие фор­мы алалии: моторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, сенсомоторную слухонемоту, переходную форму между слухонемотой и тяжелым косноязычием.

Р. Е. Левина (1951) предлагает психологическую клас­сификацию нарушения, выделяя группы детей с неполно­ценным слуховым (фонематическим) восприятием, с на­рушением зрительного (предметного) восприятия и с нарушением психической активности.

В. К. Орфинская (1963) разработала лингвистическую классификацию, выделяя по ведущему типу нарушения языковых систем десять форм алалии с первичным или вто­ричным нарушением языковых систем: четыре формы моторной, четыре формы сенсорной недостаточности и две формы, связанные с двигательно-зрительными рас­стройствами, лежащими в основе недоразвития речи.

По В. А. Ковшикову (1985), встречаются импрессивные (сенсорные) и экспрессивные (моторные) формы алалии. Под экспрессивной алалией понимается языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых еди­ниц и правил их функционирования, что проявляется в не­возможности грамматических, лексических и фонематичес­ких операций при относительной сохранности смысловых и артикуляционных операций.

По мнению ряда специалистов (К. П. Беккер, М. Совак, 1981; М. Критчли, 1974, и др.), центральные нарушения речи при алалии бывают в виде вербальной акустической агнозии и вербальной моторной апраксии, типичной для последней формы является неспособность создавать и вос­производить словесные символы, образцы.

Таким образом, в настоящее время большинство ученых склоны выделять сенсорную и моторную алалию.

Сенсорная алалия - нарушение понимания речи вследствие недостаточности работы речеслухового анализа­тора при преимущественном поражении височной доли до­минантного полушария.

Отмечается недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга. Вслед­ствие этого не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышит, но не по­нимает обращенную речь, так как у него не развиваются фонематические дифференциации в воспринимающем ме­ханизме речи.

Возникающие под влиянием звучащего слова возбужде­ния не передаются в другие анализаторы из-за недоразви­тия мозговых клеток, и вся сложная динамическая струк­тура, связанная со словом, не возбуждается. При сенсорной алалии имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности.

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрес­сивной речи центрального органического характера, обуслов­ленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной со­хранности смысловых и сенсомоторных операций.

Сторонники данной концепции объясняют речевую несформированность моторной недостаточностью (Р. Коэн, Г. Гутцман, Р. А. Белова-Давид, Н. Н. Трауготт, Ф. К. Орфинская и др.). Большинство авторов связывают алалию с кинетической или кинестетической апраксией и выделяют в связи с этим эфферентную и афферентную формы. Е. Ф. Соботович (1985) отмечает, что основным при мо­торной алалии является нарушение овладения знаковой формой языка, т. е. правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи. У детей не формируют­ся операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения высказывания; могут быть несформированными как операции выбора, так и опе­рации комбинирования, следствием чего оказывается нару­шенным языковое (и речевое) оформление высказывания. Нарушаются все аспекты лексико-грамматического струк­турирования: выбор слов и порядок их расположения, грам­матическое маркирование и звуковое оформление высказы­вания.

Таким образом, литературные данные по проблеме ала­лии многоаспектны и разноречивы. Речь как сложная функ­циональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры моз­га вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: