История изучения алалии

В истории изучения алалии можно выделить 3 этапа:

ПЕРВЫЙ ЭТАП: Механистический этап.

Имена: Коэн, Гутцман, Зейман.

Описывается этиология и симптоматика нарушений, описание носит внешний характер, не затрагивает механизмы дефекта. Эти авторы выдвигают свои предположения о причинах алалии. Они говорили о том, что причиной алалии, что причиной алалии являются воспалительные процессы или обменные процессы во внутриутробном или раннем развитии ребёнка. Коэн и Зейман говорили о наследственности.

ВТОРОЙ ЭТАП:

С конца 19 века зарождаются диалектико-материалестические представления. В основе этого этапа лежит понимание речи как сложного многоуровневого процесса, состояние речи сопоставляется с неврологическим статусом человека. Олтушевский, Богданов-Березовский – написали статьи по алалии.

ТРЕТИЙ ЭТАП:

Этап дальнейшего развития. Глубоко изучается вопрос этиологии, механизмов алалии, складываются различные концепции в трактовках понятия. В отечественной логопедии – Хватцев, Трауготт, Орфинская, Левина, Соботович, Ковшиков, Чаладзе и др.

В настоящее время, алалия изучается с различных позиций: в клинико-физиологическом аспекте, неврологическом и псохо-лингвистическом аспектах:

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:

Он предполагает учёт локализации поражения ГМ, позволяет рассматривать симптоматики различных форм алалии в связи с нарушением деятельности различных зон коры ГМ.

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:

Опирается на рентгенографию, энцефалографию, говорит о степени выраженности органических нарушений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:

Здесь поднимается вопрос о взаимоотношении речи и мышления, речи и эмоционально-волевой сферы.

ПСИХО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:

Алалия изучается как языковое расстройство. Она рассматривается с точки зрения процессов порождения речевого высказывания. У детей с алалией нарушен языковой этап порождения речи (психолингвистический).

Современный этап изучения предполагает опору на все четыре аспекта.


22.Механизмы алалии.

Существует несколько подходов к пониманию механизмов алалии:

-сенсомоторный

- психологический

- языковой

СЕНСОМОТОРНЫЙ ПОДХОД.

С точки зрения сенсомоторного подхода механизм алалии заключается в несформированности моторной или сенсорной сторон речи.

Существует два направления:

1) Изучение несформированности моторной стороны речи. У детей с алалией в случае органического поражения центральных отделов речедвигательного аппарата, наблюдаются нарушения экспрессивной речи. Большая роль отводится апраксиям (нарушение произвольных движений).

2) Изучение сенсорной стороны речи. При алалии наблюдается невозможность слуховой дифференциации звуков речи, что проявляется либо в недоразвитии, либо в нарушении фонематического восприятия.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД.

Возник в начале 20-го века. У детей с алалией изучаются нарушения психической деятельности, своеобразие эмоционально-волевой сферы, интеллектуальные нарушения. Накопился клинический материал по нарушению у детей с алалией зрительного восприятия, памяти, внимания. Некоторые учёные говорят, что это и есть причина алалии.

Недостатки данных подходов:

- Внешние проявления нарушения артикуляции и неречевых расстройств принимаются за сущность алалии, однако внутренняя природа остаётся нераскрытой.

- Не учитывается своеобразие строения неречевых и речевых психических процессов, между ними устанавливаются причинно-следственные связи.

- Не учитывается сложная организация языка, в котором взаимодействуют семантические, синтаксические, морфологические, лексические и фонетические операции.

ЯЗЫКОВОЙ ПОДХОД.

Недоразвитие речи связано с не сформированностью языковых операций в процессах порождения и восприятия речи. Сторонники этого подхода говорят о том, что механизм алалии заключается в расстройстве осуществления языковых операций. Язык является своеобразной системой, может нарушаться независимо от состояния других систем, что и наблюдается при алалии.

Сторонники этого подхода(Мастюкова, Жукова, Филичева, Воробьёва, Соботович, Ковшиков и др.) видят задачу лого работы в формировании представлений о закономерностях функционирования языка.

В настоящее время исследователи опираются на комплексный подход в понимании механизмов алалии. При изучении детей с алалией рассматриваются все точки зрения. Хотя доминирующим является языковой подход, другие точки зрения исключать не стоит.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: