В истории изучения алалии можно выделить 3 этапа:
ПЕРВЫЙ ЭТАП: Механистический этап.
Имена: Коэн, Гутцман, Зейман.
Описывается этиология и симптоматика нарушений, описание носит внешний характер, не затрагивает механизмы дефекта. Эти авторы выдвигают свои предположения о причинах алалии. Они говорили о том, что причиной алалии, что причиной алалии являются воспалительные процессы или обменные процессы во внутриутробном или раннем развитии ребёнка. Коэн и Зейман говорили о наследственности.
ВТОРОЙ ЭТАП:
С конца 19 века зарождаются диалектико-материалестические представления. В основе этого этапа лежит понимание речи как сложного многоуровневого процесса, состояние речи сопоставляется с неврологическим статусом человека. Олтушевский, Богданов-Березовский – написали статьи по алалии.
ТРЕТИЙ ЭТАП:
Этап дальнейшего развития. Глубоко изучается вопрос этиологии, механизмов алалии, складываются различные концепции в трактовках понятия. В отечественной логопедии – Хватцев, Трауготт, Орфинская, Левина, Соботович, Ковшиков, Чаладзе и др.
|
|
В настоящее время, алалия изучается с различных позиций: в клинико-физиологическом аспекте, неврологическом и псохо-лингвистическом аспектах:
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:
Он предполагает учёт локализации поражения ГМ, позволяет рассматривать симптоматики различных форм алалии в связи с нарушением деятельности различных зон коры ГМ.
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:
Опирается на рентгенографию, энцефалографию, говорит о степени выраженности органических нарушений.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:
Здесь поднимается вопрос о взаимоотношении речи и мышления, речи и эмоционально-волевой сферы.
ПСИХО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:
Алалия изучается как языковое расстройство. Она рассматривается с точки зрения процессов порождения речевого высказывания. У детей с алалией нарушен языковой этап порождения речи (психолингвистический).
Современный этап изучения предполагает опору на все четыре аспекта.
22.Механизмы алалии.
Существует несколько подходов к пониманию механизмов алалии:
-сенсомоторный
- психологический
- языковой
СЕНСОМОТОРНЫЙ ПОДХОД.
С точки зрения сенсомоторного подхода механизм алалии заключается в несформированности моторной или сенсорной сторон речи.
Существует два направления:
1) Изучение несформированности моторной стороны речи. У детей с алалией в случае органического поражения центральных отделов речедвигательного аппарата, наблюдаются нарушения экспрессивной речи. Большая роль отводится апраксиям (нарушение произвольных движений).
|
|
2) Изучение сенсорной стороны речи. При алалии наблюдается невозможность слуховой дифференциации звуков речи, что проявляется либо в недоразвитии, либо в нарушении фонематического восприятия.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД.
Возник в начале 20-го века. У детей с алалией изучаются нарушения психической деятельности, своеобразие эмоционально-волевой сферы, интеллектуальные нарушения. Накопился клинический материал по нарушению у детей с алалией зрительного восприятия, памяти, внимания. Некоторые учёные говорят, что это и есть причина алалии.
Недостатки данных подходов:
- Внешние проявления нарушения артикуляции и неречевых расстройств принимаются за сущность алалии, однако внутренняя природа остаётся нераскрытой.
- Не учитывается своеобразие строения неречевых и речевых психических процессов, между ними устанавливаются причинно-следственные связи.
- Не учитывается сложная организация языка, в котором взаимодействуют семантические, синтаксические, морфологические, лексические и фонетические операции.
ЯЗЫКОВОЙ ПОДХОД.
Недоразвитие речи связано с не сформированностью языковых операций в процессах порождения и восприятия речи. Сторонники этого подхода говорят о том, что механизм алалии заключается в расстройстве осуществления языковых операций. Язык является своеобразной системой, может нарушаться независимо от состояния других систем, что и наблюдается при алалии.
Сторонники этого подхода(Мастюкова, Жукова, Филичева, Воробьёва, Соботович, Ковшиков и др.) видят задачу лого работы в формировании представлений о закономерностях функционирования языка.
В настоящее время исследователи опираются на комплексный подход в понимании механизмов алалии. При изучении детей с алалией рассматриваются все точки зрения. Хотя доминирующим является языковой подход, другие точки зрения исключать не стоит.