Дискуссионные вопросы в проблеме алалии

Вопрос о механизмах алалии в настоящее время является наиболее сложным и дискуссионным.

Существующие концепции объяснения механизма алалии условно подразделяются на сенсомоторные, психологические и языковые.

Сторонники сенсомоторных концепций связывают речевое недоразвитие при алалии с патологией сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апраксией).

В соответствии с психологическими концепциями при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности.

Сторонники языковой концепции связывают недоразвитие речи с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний. Последняя точка зрения соответствует современным научным представлениям о речи как о многоуровневой деятельности, которая имеет сложную структуру и не может быть сведена только лишь к сенсомоторному уровню.

Вопросы для самопроверки

1. История изучения алалии как речевой патологии.

2. Спорные вопросы в изучении алалии, их суть.

3. Общее понятие об алалии как отсутствии или недоразвитии речи.

4. Этиология алалии.

5. Анатомо-физиологический аспект изучения алалии.

6. Симптоматика и механизмы возникновения алалии как системного недоразвития речи.

Тема 2. Современные классификации алалии

План:

1. Различные подходы к классификации алалии.

2. Психологическая классификация алалии (по Р. Е. Левиной).

3. Лингвистическая классификация алалии (по В. К. Орфинской).

4. Психолингвистическая классификация алалии (по Е. Ф. Соботович).

Задание для самостоятельной работы

Проанализировать и законспектировать статьи из источника

· Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): в 2 т. Т. II / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 32–41, 66–101.

Понятийно-терминологический аппарат темы: нарушения зрительного восприятия, нарушения психической активности, моторная недостаточность, сенсорная недостаточность, экспрессивные дисфатические нарушения, рецептивные дисфатические нарушения, импрессивные и экспрессивные формы алалии, парадигматическая и синтагматическая системы языка.

Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения

1. Беккер, К. П. Логопедия / К. П. Беккер, М. Совак. – М.: Медицина, 1981. – Разд. 4.

2. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. – М.: Медгиз, 1962. – Разд. II.

3. Левина, Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов / Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 1951.

4. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 1968.

5. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 331-389.

6. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов в 5 кн.: кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. / под ред. Л. С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

7. Орфинская, В. К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи / В. К. Орфинская. – Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1959.

8. Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С. С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1969. – Гл. 7.

9. Изучение аномальных школьников / ред. А. Д. Виноградова и др. – Л., 1981. – С. 83-115.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: