Диагностика. Исследование высших корковых функций при афазии проводится по следующей схеме

Исследование высших корковых функций при афазии проводится по следующей схеме:

1. Исследование общей способности к речевой коммуникации — беседа с целью выяснения полноты собственной речи больного, понимания им ситуативной, обиходной речи, степени речевой активности.

2. Исследование понимания речи. Предъявляются на слух специальные одно- и многозвеньевые инструкции; задания по нахождению предметов; предлагается пересказ прослушанных коротких текстов; решение логико-грамматических конструкций. Исследуется фонематический слух; слухоречевая память; понимание смысла пословиц.

3. Исследование экспрессивной речи: автоматизированной речи, повторения звуков, слогов, слов различной степени сложности, называния предметных картинок, называния действий, составления фраз и текстов по сюжетным картинкам, пересказ прочитанного текста.

4. Исследование чтения, письма и счета.

5. Исследование орального, пространственного и динамического праксиса.

6. Исследование акустического и оптического гнозиса.

ДИАГНОСТИКА акустико-гностической афазии

клиническая картина

В клинической картине дефект проявляется в феномене «отчуждения смысла слов», в нарушении понимания слов, вербальных инструкций, обращенной речи. Во всех видах устной речи – в спонтанной, повторении, назывании, понимании, диалоге и др. – обращает на себя внимание изобилие литеральных парафазий. Спонтанная речь малопродуктивна или полностью непродуктивна, в грубых случаях проявляется в виде феномена «жаргон афазии», для которого характерна дезорганизованная речь, состоящая из набора несвязанных различных элементов речи или их частей, из контаминаций, литеральных и вербальных парафазий. Речь нарушена и по грамматическому оформлению. Нередко в такой дезорганизованной речи встречаются правильно произнесенные слова, однако они протекают без осознания со стороны больного. Важным является то, что в такой, казалось бы грубо нарушенной, устной речи, остается сохранным общий контур фразы, нередко сохраняется и флективная структура в целом искаженных слов. Может остаться ненарушенным и общий интонационный строй высказывания, т.е. синтагматическая организация речи более сохранна, чем парадигматическая.

Больные с сенсорной афазией общительны, дефицит вербальных средств общения они замещают паралингвистическими способами: мимикой, сохранной интонацией, жестикуляцией. Если у больных с нарушением передней речевой зоны нарушена просодика речи, то при сенсорной афазии она более сохранна. Качественный анализ ошибок указывает на их фонематическую природу: возникают замены оппозиционных звуков. В силу первичного дефекта больные этой группы оказываются не в состоянии воспринять различия в звучании таких слов, как класс – глаз, бидон – питон, батон – бетон и др., вследствие чего возникают парагнозии, а, следовательно, и нарушение понимания их значения. По тому же механизму нарушается и называние предметов: больные, зная предмет или его наименование, не могут найти нужную фонетическую, звуковую его структуру («потолок – потаскал…. поколо…..полоскат….топоскал»). Для устной речи этих больных характерны многократные попытки повторения, называния и вообще многословие (или логорея). Речь их эмоционально окрашена, богато интонирована, темп речи значительно ускорен.

нарушение понимания речи

Нарушение понимания речи начинается уже с непонимания простейших инструкций, однако больные могут схватывать в целом смысл высказывания.

нейропсихологический синдром

В нейропсихологический синдром сенсорной афазии входит:

· Нарушение всех видов устной экспрессивной речи

· Нарушение чтения и письма

· Нарушение устного счета (со слуха из-за дефектов анализа звуков)

· Нарушение воспроизведения ритмов (ритмических постукиваний - // // //; /// /// /// и др.)

· Нарушение эмоционально – волевой сферы - больные тревожны, эмоциональные реакции неустойчивы, они легко возбудимы, легко и быстро переходят от одного эмоционального состояния к другому – противоположному.

психологическая картина

В психологической картине нарушения речи обнаруживается, прежде всего, нарушение практически всех функций речи, кроме эмоционально- выразительных ее компонентов. Психологический уровень понимания, на котором извлекается общий смысл, у них более сохранен, чем лексико-грамматический, в котором грубо нарушено звено звукоразличения. Если больным с сенсорной афазией задать контекст, определить тему беседы, то уровень понимания резко возрастет, что следует учесть в восстановительном обучении. Нарушается значение слова, оно нередко замещается более сохранным смыслом, но не всегда точным, снижен и уровень вербальных обобщений. У них нарушена и предметная отнесенность слова из-за распада его звуковой структуры, одного из важнейших материальных его носителей. Все психические процессы, не связанные с акустическим гнозисом, остаются сохранными, это все виды праксиса, зрительное, тактильное, пространственное восприятие и пространственная ориентировка, письменный счет и счетные операции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: