Можно провести мероприятие «Каждый в нашей школе – читатель». Все преподаватели и учащиеся школы, являясь читателями художественной литературы, представляют собой модель «общества чтения». Каждый находит интересный отрывок и зачитывает его вслух. Преподаватель ничему не поучает и не советует прочитать какую-либо книгу, он оказывается одним из многочисленных участников, представляющих свои отрывки из любимых произведений.
Можно материализовать мир художественной литературы в мире школы, создать особую читательскую атмосферу. Названия помещений в школе взять из различных детских и юношеских книг: «Сто акров леса» – из историй о Винни Пухе, «Ривенделл» из «Властелина колец», «Простоквашино», где обитали Дядя Федор, кот и пес, «Аллея Дайагон» из «Гарри Поттера».
Соединить разные языки культуры (театра, кино, живописи, музыки). Другие языки культуры рассматриваются не как конкурирующие факторы, а как способы взаимодополнения, обогащения, как потенциальные союзники в приобщении к чтению. Продолжая логику этого рассуждения, можно предложить схему: от визуального, пластического, мультимедийного образа к традиционному тексту, от зрителя к читателю.
Интересной и эффективной формой приобщения к чтению является посещение литературных музеев, проведения литературных гостиных.
Оригинальными могут стать акции «Приз детской признательности за открытие и приобщение к миру чтения», «Купи книгу и подари ее библиотеке!», «Пришел в библиотеку сам – приведи друга!», «Запишите ребенка в библиотеку! «Интересным для учащихся может стать фотоконкурс «Человек читающий», конкурс для школьников «Твоя информационная культура».
Можно организовать и провести различные диагностики сформированности уровня читательской культуры (важно, чтобы в проведении диагностики участвовали сами школьники).
Ресурсы Интернета становятся хорошей возможностью для приобщения детей к чтению и для общения родителей, в том числе и по вопросам чтения:
- Знакомство с опытом работы медиатек. При умелом педагогическом подходе сочетание традиционного чтения и новых технологий не только уместно, но и полезно. Часто информация, полученная из Интернета или CD, становится поводом для обращения к книге, и наоборот: книга побуждает к поиску новых источников информации.
- Знакомство с опытом работы интернет-магазинов, чатов по проблемам литературы и чтения, бесплатных электронных библиотек, содержащих литературу практически любого направления (библиотека Максима Мошкова, Интернет-библиотека Алексея Комарова, электронные библиотеки «ImWerden» и «Bestseller», «Заветный список» М.Н.Пряхина).
- Еще одним способом использования новых технологий являются развивающие компьютерные игры, помогающие вырабатывать технику и качество чтения. В частности, хорошим примером может быть оригинальная методика с использованием аудиозаписей и мультимедиа – развивающая игра «Баба-Яга учится читать», разработанная А. Кушниром и Г. Мининой.
- Родителям и педагогам можно рассказать о дискуссиях, организованных на сайте «Родитель.ru», (Технологичное завтра: будем ли мы читать книги?), о конкурсах оригинальных семейных методик «Как я увлек ребенка чтением», об Интернет-опросе родителей, как их дети относятся к чтению.
Ф ормы проведения мероприятий
1. «Приглашение к чтению»
Цель – развитие у учащихся: интереса к чтению на основе мотивирующего примера.
Содержание: встречи с уважаемыми в селе\городе\районе людьми (например, с представителем местной администрации, актером, спортсменом, спонсором школы и др.), с тем, кто может рассказать школьникам о позитивной роли чтения в своей успешной жизни, о своих любимых книгах и жизненных приоритетах.
«Приглашение к чтению» может быть мероприятием открытия, на которое в актовом зале соберется вся школа. В этом случае выступление гостя имеет статус «вдохновляющего» начала. Однако оно может проводиться и в более узкой аудитории, например, в классе или нескольких классах одной ступени обучения, но обязательно соответствовать возрастным особенностям целевой аудитории. Так, темой встречи со старшеклассниками может быть роль чтения при выборе профессии, в достижении поставленных благородных целей, в познании и понимании мира. Школьникам средней ступени, скорее, будет интересен увлекательный рассказ о самой важной книге в жизни гостя, а ученикам начальной школы, вероятно, подойдет чтение его любимых детских книжек.
Важно, чтобы встреча носила характер неформального диалога, в котором школьники, родители, учителя могли бы свободно задавать вопросы и высказывать свои мнения.
Основные шаги по подготовке:
1. Выбор гостя по следующим критериям:
- начитанность, широкий кругозор,
- высокий культурный уровень,
- известность,
- хорошее владение языком,
- умение выступать и общаться с молодежной аудиторией.
2. Согласование с гостем времени и содержания встречи.
3. Подготовка участников к встрече:
- информирование о госте и сбор вопросов, которые хотелось бы ему задать во время встречи;
- оформление коллажа или стенгазеты по теме выступления гостя.
4. Разработка плана и сценария встречи.
5. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи).
6. Подготовка необходимых технических средств.
7. Выбор и подготовка ведущих.
2. «Открытие книги»
Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста в исполнении автора или мастера художественного слова.
Содержание: литературные чтения, проводимые в следующих возможных формах:
- встреча с автором книги (писателем, поэтом), авторское чтение произведений или их фрагментов, раздача автографов;
- художественное чтение литературных произведений артистами местного театра, театральной студии и т.д.
Основные шаги по подготовке:
Установление контакта с местным творческим союзом, театром, театральной студией и др.
1. Согласование с гостями времени и программы выступления.
2. Подготовка участников к встрече:
- предварительное прочтение произведений, входящих в программу;
- знакомство с биографией и творчеством автора/-ов произведений;
- подготовка книжно-иллюстративной выставки в библиотеке.
3. Разработка плана и сценария мероприятия.
4. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи).
5. Подготовка необходимых технических средств.
6. Выбор и подготовка ведущих.