Рекомендации по комплексному анализу художественного текста

При обучении комплексному анализу художественного текста необходимо обратить внимание на то., что этот вид работы прежде всего ориентирован на знание учащимися русской классической литературы, на творческую активность, самостоятельность учащихся в оценке литературных произведений, суждений о них.

По-настоящему содержательно и серьезно можно писать только о том, что знаешь. Первое и важнейшее условие восприятия и осмысления произведения - это знание текста.

Знать текст - значит помнить и понимать основные события, характеры, поступки действующих лиц (и не только главных, но и второстепенных: они нередко играют важную роль в произведении).

Простого пересказа прочитанного при комплексном анализе текста недостаточно: здесь от ученика требуется и знание жизни, и определенный духовный опыт, и увлеченность литературой, и понимание психологии людей, и умение выразить себя.

Если вспомнить, что слово текст образовано от латинского text - ткань, соединение, сплетение, то становится понятным, что анализировать произведение - значит не только раскрыть характеры героев, их взаимосвязь, не только выявить сюжет и композицию, показать роль отдельной детали и особенности языка писателя, но и показать, как все это определяется и объединяется идеей, общим пафосом произведения, какие непреходящие ценности воспевает автор.

Художественное произведение необходимо связывать с творчеством писателя в целом, надо видеть в нем отражение определенной эпохи русской жизни, четко представлять себе, какие черты своего времени показал писатель, насколько важны поднятые им вопросы, насколько типичны нарисованные им характеры, какие общечеловеческие проблемы ставит автор.

В каждом произведении есть многое от личности его создателя, но вместе с тем есть и то, что выходит за пределы этой личности, воплощает дух времени, исторический опыт эпохи, опыт всего человечества. Возникнув в определенных условиях и неся на себе печать своего времени, произведение искусства представляет непреходящий интерес и для последующих поколений, наших современников, поскольку такие человеческие чувства, свойства и категории, как любовь, ненависть, отчаяние, радость тщеславие, добро и зло, правда и ложь, искренность, принципиальность, соответствие слова и дела, трудолюбие, добросовестность, доброта, порядочность не имеют временных границ.

В работе важно показать, какое место в системе образов произведения занимает тот или иной персонаж, каковы его взгляды, круг интересов, что в нем является типичным и какие черты присущи только ему как неповторимой индивидуальной человеческой личности. Обязательно надо проследить, какими художественными средствами раскрывает писатель образы своих героев, как характер проявляется во внешнем облике, в манере одеваться, говорить, деталях окружающей обстановки. Важно обратить внимание, что говорит автор о герое, как оценивают его другие персонажи, как характеризует героя его речь.

Образ литературного героя надлежит раскрыть во всей сложности его личности, в многообразных связях с окружающей средой, с жизнью, а характер в движении, развитии, во взаимоотношениях с окружающими. Для полноты раскрытия образа важно показать его в сопоставлении с другими персонажами. При сопоставлении персонажей надо выделить наиболее существенные линии, по которым оно будет вестись. Стоит в первую очередь показать принципиальные различия в философских и жизненных позициях, взглядах, поведении.

Анализируя художественный текст важно определить авторское отношение к изображаемому, его обусловленность, художественную манеру изображения, высказать свое мнение. При этом следует избегать бездоказательности отдельных предложений. Рассуждения должны быть подкреплены системой доказательств, материалом произведения, цитатами из него и из критической литературы. Не надо давать в сочинении анализа каждой сцены, в которой действует герой, - достаточно остановиться на основных эпизодах, раскрывающих главные черты персонажа, многогранность его образа.

Сочинение - работа творческая, самостоятельная и в части содержания, и в манере изложения. Но необходимо помнить, что собственный взгляд на поступки героя, его характер, судьбу окажется только тогда верным и глубоким, когда учитываются исторические, социальные, нравственные и бытовые условия, определившие облик и судьбу персонажа.

Сочинение - это не только проверка уровня литературного образования, но средство самовыражения: оно приобщает школьников к литературному творчеству, искусству слова. А приобщение к искусству благотворно сказывается на развитии личности, обогащает духовный мир, делает восприятие жизни более полным, глубоким и красочным.

Работа будет глубже по содержанию, если в своем анализе конкретного произведения ученики обратятся к сопоставлению его с другими, уже известными им. Хорошо также проследить внутреннюю связь между произведениями одного писателя.

Раскрывая тему, важно показать связь произведения не только с социально - политическими явлениями эпохи, но и с культурой, литературной жизнью того времени; показать, что анализируемое произведение - не случайное, единичное явление, а тесно связанное с предшествующим и современным ему литературным процессом.

Интерпретация стихотворного текста также выявляет творческие способности учащихся и связана с восприятием, оценкой художественного произведения, знанием теории литературы и культурой речи учащихся.

Учащимся предлагаются для анализа и сопоставительного анализа стихотворный текст. Здесь от школьников требуется проявление глубоких знаний теории литературы, понимания настроения и замысла автора.

В лирическом произведении, как правило, нет действующих лиц, персонажей, которые бы участвовали в событиях на протяжении какого-то времени. А если и встречаются действующие лица, то мы все равно чувствуем, что суть не в них. Лирические произведения, как они сложились на протяжении веков, так же, как и народные лирические песни, стремятся передать настроения, переживания, эмоции, внутренне. Субъективное состояние какой-то личности, ее души. Большей частью этой личностью оказывается автор-поэт. Но если нам близки его мысли и чувства, если мы способны их разделить, значит, они свойственны человеку вообще, хотя часто неуловимы и невыразимы; но поэт сумел уловить их и точно выразить в словах.

Лирические стихотворения рождаются у поэта из страстной потребности самораскрытия, из желания познать самого себя в своих связях с миром, с людьми, с обществом. Но высокую человеческую общечеловеческую значимость и ценность лирическая поэзия приобретает только тогда, когда поэту удается, говоря о своем личном, сказать и о том, что волнует всех.

Анализируя лирическое произведение, не очень важно акцентировать внимание на том, кому оно посвящено, но надо показать, как созданное по конкретному случаю стихотворение, становится обращением не только к конкретному лицу и не только к людям, современникам поэта, но и к читателям многих последующих поколений.

Поэтическое переживание принадлежит его носителю - лирическому герою. Лирический герой, как и персонаж эпического или драматического произведения, обладает характером. Но его характер раскрывается не через действия и поступки, взаимоотношения с другими персонажами, а через его внутреннее состояние, эмоции и размышления.

В свою очередь, облик лирического героя выстраивается поэтом, подобно художественному образу в других родах литературы: с помощью отбора жизненных впечатлений, социо-художественной обобщенности эстетического преображения действительности. В этом образе заключена духовная драма и «боль сердца», счастье и мечта поэта. Лирик в поэзии, следовательно, выражает самого себя, и такое самовыражение полезно для общества лишь тогда, когда сам поэт лично значителен и общественно интересен. Поэт - прообраз лирического героя, прототип образа поэта.

Рядом с лирическим героем - центральной фигурой любого стихотворения - можно постоянно обнаружить его собеседников, сподвижников, адресатов его стихов - лирических персонажей. Они могут быть очерчены поэтом с различной степенью полноты; иногда - подробно и глубоко, иногда - лишь несколькими штрихами. Лирические персонажи подчас бывают самодостаточны (в этом случае они воспринимаются читателями как фигуры, равновеликие лирическому герою и находящиеся с ним в сложных динамичных отношениях), но могут играть и подчиненную роль, оттеняя и дополняя образ лирического героя или другого поэтического персонажа.

Распространенная разновидность лирического персонажа - собеседник лирического героя, чей образ приобретает в поэтическом произведении относительно самостоятельное идейно- художественное значение.

Лирическое произведение обычно написано стихами (исключения нечасты: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева; лирические отступления в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя). Поэтому, анализируя тексты, следует постоянно иметь в виду особенности стихотворной формы, музыкальный строй речи.

Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию и анализировать поэтические тексты, нужно обладать и уметь применять некоторые теоретико-литературные знания о стихе. Эти знания должны охватывать три основных раздела: образность поэтической речи (и вообще язык поэзии), поэтический синтаксис и стихосложение (ритмические особенности стиха).

Анализ стихотворного текста - это анализ в большей степени языковой, так как сущность литературы определяется ее материалом.

Важным условием для успешного анализа стихотворного текста становится осознание особенностей поэтического текста в отличие от прозаического. Зачастую в работах встречаются высказывания о том, что в тексте присутствует рифма, ритм, определенный размер. Это, безусловно, верно. Но следует говорить о функции, которую они выполняют в стиховой конструкции.

Единицей поэтического текста, как известно, является строка, которая имеет свои границу в пространстве художественном и графическом. Вертикальное положение поэтического текста обуславливает соотносимость и соизмеримость строк. Подобная организация поэтического текста создает условия для слогового и эмоционально- возвратного чтения. Также следует обратить внимание на то, что значение и смысл поэтического слова определяются (с точки зрения представителей формального и структурного литературоведения) местом, которое оно занимает в стиховой конструкции или структуре.

В ходе анализа обнаруживается тема и основная мысль поэтического текста. Иногда учащиеся смешивают эти понятия. Важно помнить, что в поэтическом тексте находят выражение два основных плана: «про что» и «о чем». Формальное и структурное литературоведение наметило определенные пути обнаружения темы и идеи в поэтическом тексте, выработало формулы анализа, определило операционные принципы, сложились представления о некоей последовательности анализа.

Толчком к обнаружению авторского замысла может стать выявление закономерности в композиции поэтического текста. Анализ текста по строфам обычно осуществляется через выявление мотивов и образов в первой строфе и наблюдение за их развитием в последующих строфах. Широкие возможности для понимания темы и идеи стихотворения открывает анализ текста по уровням: морфологическом, фонетическом, лексическом, синтаксическом и т.д. Обнаружение использованных средств языковой выразительности также является и формулой, и средством для выявления идеи стихотворения. Используются и такие формулы анализа, как сопоставление сильных позиций текста, сопоставление первой и последней строфы, обнаружение сопоставительных и противопоставительных отношений элементов текста на разных его уровнях, выявление функции метра, рифмы и ритма в целом. Одной из важных операций анализа текста

становится поиск повтора.

Учащимся важно помнить, что лингво-стилистический анализ не должен стать самоцелью и должен сопрягаться с рассмотрением литературоведческих проблем. Иными словами не надо ограничиваться в работе сугубо лингвистической четкостью, а порой неким формализмом подхода к тексту: ' окончательной целью должно стать толкование художественных функций того или иного лингво-стилистического явления, возникновение ассоциаций, порождение интерпретаций, выход на определенные обобщения.

При оценке результатов работы учащихся можно использовать предложенные критерии. Работа с критериями позволяет не только педагогам, но и учащимся оценить уровень собственных достижений. При необходимости в критерии можно внести изменения.


«Областной межведомственный проект «Открытая книга»

Библиографический список


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: