При обучении комплексному анализу художественного текста необходимо обратить внимание на то., что этот вид работы прежде всего ориентирован на знание учащимися русской классической литературы, на творческую активность, самостоятельность учащихся в оценке литературных произведений, суждений о них.
По-настоящему содержательно и серьезно можно писать только о том, что знаешь. Первое и важнейшее условие восприятия и осмысления произведения - это знание текста.
Знать текст - значит помнить и понимать основные события, характеры, поступки действующих лиц (и не только главных, но и второстепенных: они нередко играют важную роль в произведении).
Простого пересказа прочитанного при комплексном анализе текста недостаточно: здесь от ученика требуется и знание жизни, и определенный духовный опыт, и увлеченность литературой, и понимание психологии людей, и умение выразить себя.
Если вспомнить, что слово текст образовано от латинского text - ткань, соединение, сплетение, то становится понятным, что анализировать произведение - значит не только раскрыть характеры героев, их взаимосвязь, не только выявить сюжет и композицию, показать роль отдельной детали и особенности языка писателя, но и показать, как все это определяется и объединяется идеей, общим пафосом произведения, какие непреходящие ценности воспевает автор.
Художественное произведение необходимо связывать с творчеством писателя в целом, надо видеть в нем отражение определенной эпохи русской жизни, четко представлять себе, какие черты своего времени показал писатель, насколько важны поднятые им вопросы, насколько типичны нарисованные им характеры, какие общечеловеческие проблемы ставит автор.
В каждом произведении есть многое от личности его создателя, но вместе с тем есть и то, что выходит за пределы этой личности, воплощает дух времени, исторический опыт эпохи, опыт всего человечества. Возникнув в определенных условиях и неся на себе печать своего времени, произведение искусства представляет непреходящий интерес и для последующих поколений, наших современников, поскольку такие человеческие чувства, свойства и категории, как любовь, ненависть, отчаяние, радость тщеславие, добро и зло, правда и ложь, искренность, принципиальность, соответствие слова и дела, трудолюбие, добросовестность, доброта, порядочность не имеют временных границ.
В работе важно показать, какое место в системе образов произведения занимает тот или иной персонаж, каковы его взгляды, круг интересов, что в нем является типичным и какие черты присущи только ему как неповторимой индивидуальной человеческой личности. Обязательно надо проследить, какими художественными средствами раскрывает писатель образы своих героев, как характер проявляется во внешнем облике, в манере одеваться, говорить, деталях окружающей обстановки. Важно обратить внимание, что говорит автор о герое, как оценивают его другие персонажи, как характеризует героя его речь.
Образ литературного героя надлежит раскрыть во всей сложности его личности, в многообразных связях с окружающей средой, с жизнью, а характер в движении, развитии, во взаимоотношениях с окружающими. Для полноты раскрытия образа важно показать его в сопоставлении с другими персонажами. При сопоставлении персонажей надо выделить наиболее существенные линии, по которым оно будет вестись. Стоит в первую очередь показать принципиальные различия в философских и жизненных позициях, взглядах, поведении.
Анализируя художественный текст важно определить авторское отношение к изображаемому, его обусловленность, художественную манеру изображения, высказать свое мнение. При этом следует избегать бездоказательности отдельных предложений. Рассуждения должны быть подкреплены системой доказательств, материалом произведения, цитатами из него и из критической литературы. Не надо давать в сочинении анализа каждой сцены, в которой действует герой, - достаточно остановиться на основных эпизодах, раскрывающих главные черты персонажа, многогранность его образа.
Сочинение - работа творческая, самостоятельная и в части содержания, и в манере изложения. Но необходимо помнить, что собственный взгляд на поступки героя, его характер, судьбу окажется только тогда верным и глубоким, когда учитываются исторические, социальные, нравственные и бытовые условия, определившие облик и судьбу персонажа.
Сочинение - это не только проверка уровня литературного образования, но средство самовыражения: оно приобщает школьников к литературному творчеству, искусству слова. А приобщение к искусству благотворно сказывается на развитии личности, обогащает духовный мир, делает восприятие жизни более полным, глубоким и красочным.
Работа будет глубже по содержанию, если в своем анализе конкретного произведения ученики обратятся к сопоставлению его с другими, уже известными им. Хорошо также проследить внутреннюю связь между произведениями одного писателя.
Раскрывая тему, важно показать связь произведения не только с социально - политическими явлениями эпохи, но и с культурой, литературной жизнью того времени; показать, что анализируемое произведение - не случайное, единичное явление, а тесно связанное с предшествующим и современным ему литературным процессом.
Интерпретация стихотворного текста также выявляет творческие способности учащихся и связана с восприятием, оценкой художественного произведения, знанием теории литературы и культурой речи учащихся.
Учащимся предлагаются для анализа и сопоставительного анализа стихотворный текст. Здесь от школьников требуется проявление глубоких знаний теории литературы, понимания настроения и замысла автора.
В лирическом произведении, как правило, нет действующих лиц, персонажей, которые бы участвовали в событиях на протяжении какого-то времени. А если и встречаются действующие лица, то мы все равно чувствуем, что суть не в них. Лирические произведения, как они сложились на протяжении веков, так же, как и народные лирические песни, стремятся передать настроения, переживания, эмоции, внутренне. Субъективное состояние какой-то личности, ее души. Большей частью этой личностью оказывается автор-поэт. Но если нам близки его мысли и чувства, если мы способны их разделить, значит, они свойственны человеку вообще, хотя часто неуловимы и невыразимы; но поэт сумел уловить их и точно выразить в словах.
Лирические стихотворения рождаются у поэта из страстной потребности самораскрытия, из желания познать самого себя в своих связях с миром, с людьми, с обществом. Но высокую человеческую общечеловеческую значимость и ценность лирическая поэзия приобретает только тогда, когда поэту удается, говоря о своем личном, сказать и о том, что волнует всех.
Анализируя лирическое произведение, не очень важно акцентировать внимание на том, кому оно посвящено, но надо показать, как созданное по конкретному случаю стихотворение, становится обращением не только к конкретному лицу и не только к людям, современникам поэта, но и к читателям многих последующих поколений.
Поэтическое переживание принадлежит его носителю - лирическому герою. Лирический герой, как и персонаж эпического или драматического произведения, обладает характером. Но его характер раскрывается не через действия и поступки, взаимоотношения с другими персонажами, а через его внутреннее состояние, эмоции и размышления.
В свою очередь, облик лирического героя выстраивается поэтом, подобно художественному образу в других родах литературы: с помощью отбора жизненных впечатлений, социо-художественной обобщенности эстетического преображения действительности. В этом образе заключена духовная драма и «боль сердца», счастье и мечта поэта. Лирик в поэзии, следовательно, выражает самого себя, и такое самовыражение полезно для общества лишь тогда, когда сам поэт лично значителен и общественно интересен. Поэт - прообраз лирического героя, прототип образа поэта.
Рядом с лирическим героем - центральной фигурой любого стихотворения - можно постоянно обнаружить его собеседников, сподвижников, адресатов его стихов - лирических персонажей. Они могут быть очерчены поэтом с различной степенью полноты; иногда - подробно и глубоко, иногда - лишь несколькими штрихами. Лирические персонажи подчас бывают самодостаточны (в этом случае они воспринимаются читателями как фигуры, равновеликие лирическому герою и находящиеся с ним в сложных динамичных отношениях), но могут играть и подчиненную роль, оттеняя и дополняя образ лирического героя или другого поэтического персонажа.
Распространенная разновидность лирического персонажа - собеседник лирического героя, чей образ приобретает в поэтическом произведении относительно самостоятельное идейно- художественное значение.
Лирическое произведение обычно написано стихами (исключения нечасты: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева; лирические отступления в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя). Поэтому, анализируя тексты, следует постоянно иметь в виду особенности стихотворной формы, музыкальный строй речи.
Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию и анализировать поэтические тексты, нужно обладать и уметь применять некоторые теоретико-литературные знания о стихе. Эти знания должны охватывать три основных раздела: образность поэтической речи (и вообще язык поэзии), поэтический синтаксис и стихосложение (ритмические особенности стиха).
Анализ стихотворного текста - это анализ в большей степени языковой, так как сущность литературы определяется ее материалом.
Важным условием для успешного анализа стихотворного текста становится осознание особенностей поэтического текста в отличие от прозаического. Зачастую в работах встречаются высказывания о том, что в тексте присутствует рифма, ритм, определенный размер. Это, безусловно, верно. Но следует говорить о функции, которую они выполняют в стиховой конструкции.
Единицей поэтического текста, как известно, является строка, которая имеет свои границу в пространстве художественном и графическом. Вертикальное положение поэтического текста обуславливает соотносимость и соизмеримость строк. Подобная организация поэтического текста создает условия для слогового и эмоционально- возвратного чтения. Также следует обратить внимание на то, что значение и смысл поэтического слова определяются (с точки зрения представителей формального и структурного литературоведения) местом, которое оно занимает в стиховой конструкции или структуре.
В ходе анализа обнаруживается тема и основная мысль поэтического текста. Иногда учащиеся смешивают эти понятия. Важно помнить, что в поэтическом тексте находят выражение два основных плана: «про что» и «о чем». Формальное и структурное литературоведение наметило определенные пути обнаружения темы и идеи в поэтическом тексте, выработало формулы анализа, определило операционные принципы, сложились представления о некоей последовательности анализа.
Толчком к обнаружению авторского замысла может стать выявление закономерности в композиции поэтического текста. Анализ текста по строфам обычно осуществляется через выявление мотивов и образов в первой строфе и наблюдение за их развитием в последующих строфах. Широкие возможности для понимания темы и идеи стихотворения открывает анализ текста по уровням: морфологическом, фонетическом, лексическом, синтаксическом и т.д. Обнаружение использованных средств языковой выразительности также является и формулой, и средством для выявления идеи стихотворения. Используются и такие формулы анализа, как сопоставление сильных позиций текста, сопоставление первой и последней строфы, обнаружение сопоставительных и противопоставительных отношений элементов текста на разных его уровнях, выявление функции метра, рифмы и ритма в целом. Одной из важных операций анализа текста
становится поиск повтора.
Учащимся важно помнить, что лингво-стилистический анализ не должен стать самоцелью и должен сопрягаться с рассмотрением литературоведческих проблем. Иными словами не надо ограничиваться в работе сугубо лингвистической четкостью, а порой неким формализмом подхода к тексту: ' окончательной целью должно стать толкование художественных функций того или иного лингво-стилистического явления, возникновение ассоциаций, порождение интерпретаций, выход на определенные обобщения.
При оценке результатов работы учащихся можно использовать предложенные критерии. Работа с критериями позволяет не только педагогам, но и учащимся оценить уровень собственных достижений. При необходимости в критерии можно внести изменения.
«Областной межведомственный проект «Открытая книга»
Библиографический список