Со страниц на сцену»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста.

Содержание: литературный или литературно-музыкальный концерт, спектакль.

Взрослые и дети, выступают как участники действия и как зрители. Так, старшеклассники могут подготовить концерт или спектакль для учащихся, родителей и учителей начальной школы. Подготовка осуществляется в режиме проектной работы, в процессе которой определяются целевые группы школьников и учителей. Каждая из этих групп («Костюмеры», «Художники», «Сценаристы» и т.д.) получает свое задание.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор темы концерта или художественного произведения для инсценировки.

2. Приглашение художественного руководителя (режиссера).

3. Составление программы концерта или работа над текстом пьесы.

4. Распределение ролей, обязанностей и поручений.

5. Репетиционный процесс.

6. Изготовление костюмов, реквизита, декораций, афиш, выпуск и распространение пригласительных билетов.

7. Подготовка музыкального сопровождения.

8. Подготовка технических средств.

4. «Послушайте!»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении, сверстников, старших товарищей и родителей.

Содержание: конкурс на лучшего чтеца.

Основные шаги по подготовке:

1. Определение темы конкурса и его девиза.

2. Выбор потенциальными участниками произведений для чтения на конкурсе.

3. Подготовка каждым участником краткой информации о выбранном произведении и его авторе.

4. Подготовка иллюстративной выставки на тему конкурса.

5. Формирование жюри, в состав которого входят как взрослые, так и школьники.

6. Разработка критериев оценки конкурсантов и определение регламента работы жюри.

7. Подготовка грамот и призов для награждения победителей.

8. Оформление библиотеки, класса, актового зала, где будет проходить конкурс.

9. Выбор и подготовка ведущих.

5. «Почитай мне!»

Цель - развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитание у старших школьников ответственности и заботливого отношения к их младшим товарищам.

Содержание: акция, литературные чтения, в ходе которых библиотекарь, родители, учителя-предметники, старшеклассники читают книги ученикам начальной школы.

Мероприятие может проводиться для нескольких классов, маленьких групп или даже индивидуально и завершиться творческими формами совместной работы старшеклассников и младших школьников, например, рисованием на тему прочитанного, составлением альбома иллюстраций, что может стать основой для организации выставки «Мы читаем и рисуем».

Основные шаги по подготовке:

1. Определение формата мероприятия и его целевой аудитории.

2. Выбор книг для чтения.

3. Распределение чтецов и слушателей в зависимости от формата мероприятия (маленькая группа или индивидуально).

4. Создание в школе уютных «уголков» для реализации данного мероприятия.

5. Психологическая подготовка старшеклассников к общению с малышами.

6. Подготовка бумаги, красок, карандашей для последующего «часа рисования» в начальной школе.

7. Организация выставки рисунков в школе.

6. «Книга в кругу читателей»

Цель - формирование у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге.

Содержание: читательская конференция или разговор о прочитанных книгах.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор темы конференции, книг или книги для обсуждения.

2. Работа с участниками:

- прочтение книги;

- подготовка к выступлению, докладу, дискуссии;

- выбор отрывка, который выступающему хотелось бы прочитать публично и т.д.

3. Оформление школьной библиотеки и других школьных помещений в соответствии с темой конференции.

4. Работа в творческих группах:

- группа («Исследователи») собирает и готовит дополнительную информацию о книге и ее авторе;

- группа («КВН») разрабатывает сценарий викторины по книге или иные содержательно связанные с ней конкурсы, готовит призы для награждения;

- группа («Связи с общественностью») обеспечивает информационную поддержку конференции, готовит афишу, приглашения участникам и гостям, осуществляет фото- и видеосъемку;

- группа («Театр») готовит инсценировку фрагмента литературного произведения;

- группа («Сценаристы») разрабатывает общий сценарий конференции и готовит ведущих.

7. «Литературная игра»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.

Содержание: игра, основанная на одном или нескольких литературных источниках и состоящая из ряда заданий, выполняемых в определенной последовательности (например, нахождение «Золотого ключика», «Клада на острове сокровищ» или спасение попавших в беду героев книги и т.д.). Перед началом игры желательно предложить участникам, если они объединены в команды, придумать их названия и девизы.

Игра может занять всё школьное пространство. В этом случае задание (или серия заданий) выполняется в разных помещениях, а команда узнает о месте проведения следующего задания лишь после правильного решения предыдущего.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор литературной основы для игры, придумывание ее названия.

2. Разработка конкурсных заданий:

- чтение зашифрованного текста из книги;

- соотнесение фрагментов текста с рисунками, изображающими персонажей книги;

- соотнесение предметов с задачами, которые персонажи решают или могли бы решить с их помощью;

- расположение иллюстраций в правильном порядке, отражающем сюжет книги;

- нанесение на географическую карту маршрутов перемещения персонажей;

- восстановление поврежденного или искаженного фрагмента текста;

- составление ребусов, кроссвордов, шарад;

- озвучение немого фрагмента из существующей экранизации книги;

- придумывание продолжения книги и др.

5. Написание сценария игры, определение ее ведущих, подготовка соответствующего реквизита.

6. Оформление помещений, в которых пройдут разные этапы игры.

Мероприятия-«спутники»

Предлагаемые выше основные мероприятия желательно сопроводить мероприятиями-спутниками. К их числу следует отнести, например, подготовленную накануне экспозицию новых книжных поступлений в школьную библиотеку под названием «Книга ищет читателя»!, а также:

1. Выставки, организованные, в том числе и в результате проведенных конкурсов:

- выставка иллюстраций к любимым произведениям художественной литературы «Смотрите, что мы читали!»,

- выставка плакатов «Читайте хорошие книги!»,

- фотовыставка «Мои друзья читают», «Мой класс/Моя семья/Наша школа/Наш город читает»,

- выставка значков, книжных закладок, экслибрисов «Я читатель!».

2. Выпуск стенгазеты, оформление стенда или сайта «Что и как мы читаем?».

3. Викторина по произведениям детской и подростковой литературы.

4. Акция «Я рекомендую!», в ходе которой школьники вкладывают в понравившиеся им прочитанные книги школьной библиотеки закладку со своей личной рекомендацией (акция стартует во время Урока и проходит в течение четверти, триместра или всего учебного года).

5. Акция «Золотая полка книг», во время которой школьники выставляют в библиотеке, в классах свои любимые книги или пишут их названия и имена авторов на нарисованных книжных корешках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: