Педагогическая психология

В современном научном пространстве обозначилась тенденция взаимодействия двух основных линий развития любой науки: интеграции и дифференциации научных дисциплин.

Психология также является сложным интегрированным знанием, в основании которого заложены следующие психологические аспекты; 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие)». В связи с общностью научного объекта изучения - развивающегося человека, педагогическая психология наиболее тесно связана с возрастной психологией. При этом в отличие от возрастной психологии педагогическая психология изучает не возрастную динамику психики человека, а условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования. В то же время общая психология, вскрывая общие психологические закономерности, изучая «психические состояния и индивидуально-психологические особенности личности уже сложившегося человека» является основой и для педагогической и для возрастной психологии.

Таким образом, педагогическая психология - пограничная, комплексная область знания, которая «... заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений»

Определение статуса педагогической психологии неоднозначно. Между тем, можно полагать, что педагогическая психология - есть комплексная наука. Педагогика, как самостоятельная наука, тесно связана с ней в теоретическом и практическом аспектах; а общая и возрастная психология есть внутренне неразрывно связанные с ней отрасли общепсихологического знания.

Педагогическая психология имеет общий объект изучения с возрастной психологией - человек, однако на основании различия предметов и происходит достаточно условное дифференцирование этих внутренне нерасторжимо связанных наук.

Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне ею интеллектуального и личностного развития как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом.

Таким образом, педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах... закономерности формирования у школьников... творческого активного мышления... изменения в психике», то есть формирование психических новообразований.

В связи с этим задачами педагогической психологии являются.

- раскрытие механизмов и закономерностей обучения и воспитания на развитие личности и интеллекта ученика;

- определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в сознании ученика, использования в различных ситуациях,

- определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития

- обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

- определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

- изучение психологических основ деятельности педагога;

- определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в том числе развития научного, теоретического мышления;

- определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;

- разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

Структура педагогической психологии включает:

1) психологию образовательной деятельности (как единства учебной и педагогической деятельности);

2) психологию учебной деятельности и её субъекта - обучающего (ученика, студента);

3) психологию педагогической деятельности (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и её субъекта (учителя, преподавателя):

4) психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Педагогическая психология располагает основным арсеналом научных, преимущественно эмпирических методов: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия и др. Данные методы исследования характеризуются комплексностью и непосредственной включенностью в педагогический процесс.

При этом следует заметить, что в последнее время одной из наиболее эффективных и распространённых в отечественной педагогической психологии форм естественного эксперимента стал формирующий эксперимент, в ходе которого под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, а также в уровне психического и личностного развития обучающихся.

Все большее распространение в педагогической психологии получает, метод тестирования. При этом следует отметить, что на исследователя-педагога (психолога), использующего этот метод, возлагается не только профессиональная, но и этическая ответственность. Он берет на себя ряд обязательств, вытекающих из морально-этического кодекса психолога.

Анализируя тестирование в образовании, А. Анастази отмечает, что, несмотря на использование в этом процессе всех типов существующих тестов, преобладают все же тесты достижений. Они создавались для измерения эффективности программ и процесса обучения, и «обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени»

Использование тестирования в педагогической психологии - ответственное, эстетическое, высокопрофессиональное дело, требующее специальной подготовки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: