Теория. Актуальность. В настоящее время статистические данные указывают на тенденцию к росту количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми расстройствами

В настоящее время статистические данные указывают на тенденцию к росту количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми расстройствами, что связано не только с реалиями современной жизни как следствия неблагополучия экологического, демографического, экономического и социально-бытового характера, но и с недостаточной эффективностью, используемых в работе по устранению фонетико-фонематических расстройств речи у детей, традиционных технологий, следствием чего являются трудности в коммуникации, рост неадаптивного поведения, искажение личностного развития ребенка. Необходимость пересмотра принципов, лежащих в основе работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи вызвана все возрастающими требованиями к социальному развитию ребенка, в котором наряду с другими составляющими одно из ведущих мест занимает чистая, правильная речь и коммуникативные навыки, позволяющие ему строить межличностные отношения с окружающими.

Рассмотрение современного состояния проблемы коммуникативного развития ребенка в аспекте его социального развития в научных трудах М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, О. Е. Грибовой, В. И. Гладышева, Л. Н. Галигузовой, О. Е. Смирновой и других позволило взглянуть на структуру изучаемого речевого дефекта, а также на возможные условия, позволяющие оптимизировать процесс его коррекции, по-новому. Конкретное речевое нарушение необходимо оценивать с позиций его влияния на становление целостной языковой личности ребенка, что ориентирует и дальнейшее построение коррекционной технологии на активизацию процессов коммуникации, основываясь на компенсаторных возможностях детского общения, которые традиционные технологии используют не в полной мере. В связи с этим особую актуальность приобретает феномен компенсаторного общения, которое позволяет достроить, дополнить, гармонизировать «коммуникативное ядро» языковой личности ребенка с фонетико-фонематическими расстройствами речи.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

В соответствии с психолого-педагогической классификацией (по Р. Е. Левиной) ФФНР относятся к нарушениям средств общения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: