Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста

У школьников с ФФНР возникают трудности в овладении звуковым анализом синтезом слова, а как результат — неуспеваемость по письму.

Характер ошибок, связанных с неправильным произношением и нарушением фонематического восприятия, у учащихся разнообразен: замены, пропуски согласных и гласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления, раздельное написание частей слова.

Правомерно рассматривать у учащихся младшего школьного возраста нарушение произношения и восприятия звуков как фонетико-фонематическое недоразвитие лишь до момента овладения грамотой, т. е. в течение 1 полугодия нулевого или 1 класса. Далее следует квалифицировать этот вид речевой недостаточности как нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.

Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях школьного логопедического пункта предусматривает единство основных направлений в работе:

1) постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков;

2) введение поставленных звуков в речь;

3) развитие навыков анализа и синтеза звуковогосостава слов (Н. А. Никашина. Л. В. Ястребова).

Постановка звуков проводится общепринятыми в логопедии методами. При этом большое внимание уделяется сознательному закреплению артикуляции звука, что имеет большое значение в развитии аналитико-синтетической деятельности учащихся. Поставленные звуки вводятся в самостоятельную речь. Чтобы лучше отдифференцировать смешиваемые звуки внутри одной группы и создать более прочные связи между слуховыми и артикуляционным образом, необходимо сначала научить детей произносить, и различать каждый звук в пределах одной фонетической группы. Упражнения подбираются так, чтобы последовательно отрабатывался каждый смешиваемый звук.

Работа ведется над несколькими звуками из разных групп (например, ш, р). Упражнения в правильном произношении и различении звуков сочетаются с обучением выделению звуков в словах, определении их последовательности. При этом создается определенная основа для более глубокой работы по анализу и синтезу звукобуквенного состава слов.

Проводится направленная работа по выработке прочных связей между звуками и буквами. Систематическое использование серий упражнений для выработки умений соотносить определенную артикуляцию с соответствующим звучанием и затем акустико-артикуляционный образ звука с буквой предупреждает ошибки на замены сходных букв на письме.

Рациональной и эффективной формой оказания помощи этим детям является включение элементов логопедической работы в учебный процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

2. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.

3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.

4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

5. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). — М, 1993.

7. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

ТЕСТ

1. В соответствии с психолого-педагогической классификацией (по Р. Е. Левиной)ФФНР относятся к нарушениям:

А. средств общения;

Б. в применении средств общения;

В. в коммуникативной функции речи.

2. ФФНР – это:

А различные сложные речевые расст­ройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне;

Б. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем;

В. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

3. По результатам обследования фонематического восприятия логопедделает выводы:

А об условиях проявления нарушенного фонематического восприятия: в сложных фонетических позициях, в слогах, словах, предложениях, словах-паронимах;

Б. о сформированности элементарных форм звукового ана­лиза и синтеза;

В. о нарушенных в произношении звуков;

4. Из каких 3 разделов состоит коррекционное обучение детей дошкольного возраста с ФФНР:

А.артикуляторный, дифференцировачный, формирование звукового анализа и синтеза;

Б. постановка отсутствующих и неправильно произносимых звуков; введение поставленных звуков в речь; развитие навыков анализа и синтеза звуковогосостава слов;

В. развитие лексики, грамматического строя и связной речи; подготовка к обучению грамоте; обучение послоговому чтению.

5. Какие основные направления предусмотрены в условиях школьного логопе­дического пункта:

А. различение слов, близких по своему звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем;

Б. артикуляционное, дифференцировачное, формирование звукового анализа и синтеза;

В. постановка отсутствующих и неправильно произносимых звуков; введение поставленных звуков в речь; развитие навыков анализа и синтеза звуковогосостава слов.

Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – а; 4 – а; 5 – в.

ФФНР -нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: