ТЕОРИЯ. АКТУАЛЬНОСТЬ
Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Изучение особенностей развития речи является одной из важнейших проблем специальной психологии. Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в основе дефекта, различных соотношений первичных и вторичных нарушений, необходимо для отбора детей в специальные учреждения для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных вторичных отклонений. Поэтому за последнее время все большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения детей с речевыми патологиями. В работах Л. С. Выготского, О. Е. Грибовой, Р. Е. Левиной, В. И. Лубовского, Е. А. Стребелевой и др. указывается на необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, и использования сенситивного периода развития.
|
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
В настоящее время под общим недоразвитием речи рассматриваются различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.
Понятие общего недоразвития речи сформулировано на основе всестороннего изучения качественных проявлений недостатков фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи, психологических механизмов их перекрестного влияния на речевую деятельность и предполагает системное нарушение всех компонентов, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам.