Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы: «Игрушки», «Продукты питания», «Одежда», «Дом», «Мебель», «Транспорт», «Овощи и фрукты». Закрепляется умение детей называть:
- имена друзей, кукол, окружающих взрослых (в первую очередь двухсложные слова с ударением на первом слоге: Катя, Коля, Нина, Валя);
- односложные слова типа: кот, нос, мяч, стул, рот, дом, мак, лоб, таз;
- двусложные слова с ударением на первом слоге (санки, шуба, муха, уха, каша, ноги), на втором (рука, лиса, коза, нога, грибы, пила);
- трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, ворона, машина, лопата), на первом (кубики, яблоки, мячики), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон).
Усвоение первоначальных навыков словообразования предполагает различение на слух, а затем и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых ребенку слов с уменьшительным значением (с суффиксом – ик – домик, лобик, с суффиксом –к – ручка, ножка).
В связи с этим на логопедических детям предлагают сопоставить на слух разное звучание названий одних и тех же предметов, отличающихся своим размером (шар-ик, хвост-ик, рот-ик, шарф-ик, ковер – коврик, дом-ик, лапа – лапка, шуба – шубка, гора – горка, трава – травка, чашка – чашечка) (5).