На игровых коррекционных занятиях детей учат сначала различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, звуки металлофона, звуки рояля, звуки гармошки и т.д.
Затем учат различать:
- существительные, названия которых отличаются одним звуком. Они показывают названные логопедом картинки: мышка – миска, Машка – маска, дочка – точка, киска – миска, крыша – крыса;
- существительные, по звучанию отличающиеся несколькими звуками: осел – козел, ослик – козлик, газон – вагон, змея – земля, воз – нос;
- глаголы, сходные по звучанию: кто катает – кто купает, кто купает – кто покупает, кого пасут – кого несут, кто стоит – кто строит, кто везет – кто несет.
Далее, используя игровые ситуации «Укачивание куклы (а-а-а)», «Больное ушко (о-о-о)», «Плаксивый малыш (уа-уа)», учат детей на слух различать эти звуковые комплексы среди других сочетаний.
Формирование предложений
На первоначальном этапе общения важно добиться от детей умения называть (в любом фонетическом оформлении):
|
|
- окружающих близких, родственников (мама, папа, баба и др.);
- имена детей (Вова, Таня и т.д.);
- приказания (дай, иди, на);
- крики животных и птиц (гага, муму, куку, ав-ав, мяу);
- звучащие игрушки (бом – бом, динь – динь, ду-ду).
Первым этапом обучения безречевых детей является усвоение ими однословных предложений, предложений из аморфных слов-корней. Закрепляются следующие модели предложений: обращение + повеление (мама, иди, папа, дай). Далее применяется глагол-действие в форме повелительного наклонения.
На последующих занятиях отрабатывают модель предложения типа: кто? что делает? что? при этом в качестве опорного действия используют глагол «мыть». Дети, обращаясь к разным куклам, дают задания типа: Таня, мой руки (ноги, глаза, нос). Далее детей учат слушать и слышать вопрос, соотносить его с глаголом, правильно на него отвечать. Дают образец ответа: «Вова, спи. Что делает Вова? Вова спит».