Содержание занятий по формированию звукопроизношения включает в себя:
1. Развитие фонематического слуха.
2. Уточнение правильного произношения звуков.
3. Постановка отсутствующих звуков.
4. Автоматизация поставленных звуков
5. Закрепление навыков правильного, четкого воспроизведения 3 – 4 сложных слов различной звуконаполняемости.
В процессе логопедической работы по развитию звукопроизношения в первую очередь отрабатываются согласные звуки раннего онтогенеза – п, б, м, т, д, н, ф, к; гласные звуки а, у, о, и. необходимо добиваться четкого, правильного артикулирования каждого звука. Одновременно следует использовать упражнения на дифференциацию оппозиционных и близких по звучанию фонем.
Становление произносительной стороны речи тесно связано с формированием слоговой и ритмической структуры речи. Упражнения проводятся на базе только правильно произносимых звуков.
Упражнения по воспитанию навыков воспроизведения слов разной слоговой структуры:
а) все упражнения проводят только в игровой ситуации;
|
|
б) лексический материал состоит из правильно произносимых звуков;
в) разрабатывается система поощрений за правильное выполнение задания;
г) отработанные слоговые сочетания тут же включают в слова и предложения;
д) создаются условия, повышающие мотивацию ребенка.
Предлагаемые задания выстраиваются в следующей последовательности:
- обучение ребенка на слух дифференцировать длинные и короткие слова: машинисты – кот; панама – суп; каша – дуб.
- отхлопывать предложенный рисунок слова;
- запоминать и проговаривать сочетания из однородных слогов:
· С разным ударением – па’, папа, папа’па, папапа’;
· С разной силой голоса;
· С разной интонацией;
- запоминать и проговаривать сочетания из одинаковых согласных и разных гласных звуков: па’пупы, тату’ты, какукы’.
Логопедическая работа с детьми третьего уровня речевого развития
Дети с третьим уровнем речевого развития направляются в специальные детские сады с пятилетнего возраста на два года обучения.
В качестве ведущих задач обучения детей с данным уровнем речевого развития выделяются следующие:
1. практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;
2. дальнейшее развитие связной речи;
3. формирование полноценной фонетической стороны языка: совершенствование артикуляционных навыков, фонематического слуха, звукопроизношения и слоговой структуры;
4. развитие элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
5. овладение элементами грамоты.