Цель изучения темы: ознакомиться с этапами развития менеджмента, получить представление об особенностях донаучного периода развития менеджмента, сформировать понятие о различных школах управления, их вкладе в развитие менеджмента как науки, об особенностях процессного, системного и ситуационного подходов к менеджменту.
По данной теме необходимо изучить следующие вопросы:
1. Основные этапы развития менеджмента. Управленческие идеи древности.
2. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилберт, Г. Эмерсон).
3. Административная, или классическая школа (А. Файоль, Г. Форд, Л. Урвик, М. Вебер).
4. Школы человеческих отношений, поведенческих наук (Э. Мейо, М. II. Фоллет, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Ф. Герцберг, Р. Блейк).
5. Школа количественных методов управления (Л. Канторович, С. Новожилов и др.).
6. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту, их особенности.
В результате изучения данной темы необходимо называть основные этапы развития менеджмента, высказывать общее суждение об особенностях донаучного периода развития менеджмента, характеризовать основные школы управления, оценивать их вклад в развитие менеджмента как науки, объяснять особенности процессного, системного и ситуационного подходов к менеджменту.
Тема 1.2. Функции и принципы менеджмента. Уровни управления
Цель изучения темы: сформировать понятие о классификации функций менеджмента, о взаимосвязи общих функций, ознакомиться с особенностями конкретных функций менеджмента, сформировать понятие о принципах управления, о их месте в системе основных понятий менеджмента, сформировать представление об уровнях управления.
По данной теме необходимо изучить следующие вопросы:
1. Классификация функций менеджмента.
2. Общие функции: планирование, организация деятельности, работа с кадрами (мотивация), контроль. Их сущность и взаимосвязь.
3. Особенности конкретных (специальных) функций управления организацией (предприятием).
4. Принципы менеджмента: характеристика, место в системе основных понятий менеджмента.
5. Уровни управления: низший, средний, высший.
В результате изучения данной темы необходимо знать классификацию функций менеджмента, общие функции и объяснять их взаимосвязь, высказывать общее суждение об особенностях конкретных функций менеджмента, освещать основные принципы управления, определять их место в системе основных понятий менеджмента, различать уровни управления.