Нарушения фонетической стороны речи у умственно отсталых школьников

Дефекты звукопроизношения во вспомогательной школе встречаются гораздо чаще, чем в массовой. В их основе лежит ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушения речевой моторики, аномалии в строении артикуляторного аппарата. У умственно отсталых детей, также как и у детей в норме, чаще нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, звуки л-л’ р-р’. Нарушение произношения свистящих звуков обусловлено недоразвитием речеслухового анализа и синтеза, нарушением восприятия. У умственно отсталых школьников, наряду с искажением звуков речи, отмечается большое количество замен. Большое количество замен обусловлено не только трудностями тонкой моторной дифференциации, но и нарушениями слуховой дифференциации звуков, несформированностью операций слухового и кинестетического контроля, а также операции выбора фонем.

Нарушение звукопроизношения, особенно замена звуков, у умственно отсталых детей чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отражаются на письме. Это относится прежде всего к заменам звуков.

Следующей особенностью звукопроизношения у умственно отсталых детей является то, что эти нарушения довольно часто бывают вариативными, т. е. проявляются по-разному. Один и тот же звук умственно отсталый ребенок в одних случаях произносит правильно, в других пропускает или искажает. Это зависит от характера звукослоговой структуры, а также от места звука в слове. В простом слове и в начале его ребенок может правильно произнести звук, а в середине сложного слова со стечением согласных
— пропускает или искажает.

Нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью симптоматики.

Встречаются нарушения звукослоговой структуры слов, особенно сложных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: