Нарушения лексики у умственно отсталых школьников

У умственно отсталых выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей. Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, слабость вербальной памяти. В словаре детей преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера. В активном словаре отсутствуют глаголы, обозначающие способы передвижения животных (говорят «лягушка идет», «птичка идет»). Умственно отсталые дети мало употребляют слова, обозначающие признак предмета: цвет, размер. Редко употребляют прилагательные. Наблюдаются смешения слов одного рода, вида. Пассивный словарь больше активного, но с трудом активизируется. Встречаются парафазии (в основном по семантическому сходству). Пассивный словарь шире активного и с трудом актуализируется.

Нарушение грамматического строя речи у умственно отсталых школьников

У умственно отсталых школьников наблюдается несформированность грамматического строя речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированы морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения. Выявляются искажения в употреблении падежей наиболее сформированными оказываются формы именительного, винительного и родительного падежей. Отмечаются нарушения в словосочетании наречия много и существительного, неправильное согласование существительного и числительного, существительного и прилагательного. Для умственно отсталых детей характерны простые нераспространенные предложения. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи резко проявляется в связной речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: