Коррекция нарушений звукопроизношения

Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых школьников – длительный и сложный процесс. Наиболее длительным является введение звуков в речь, т. е. этап автоматизации звуков. В связи с этим в процессе логопедической работы особое внимание необходимо уделять отработки постановленных звуков в речи в различных ситуациях речевого общения.

Предварительный этап. На этом этапе проводится развитие общения, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса. Также проводится работа над правильным речевым дыханием. Совершенствование речевой моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевых функций. Проводится упражнение конструирования из кубиков, составление предметных картинок, складывание геометрических фигур из палочек, наматывание ниток на катушку, работа с пластилином, мозаикой и др.

Проводятся игры без речевого сопровождения («лесенка», «пальчики здороваются», «игра на рояли», «оса» и др.) и с речевым сопровождением. Упражнения по развитию ручной моторики необходимо проводить систематически в течении трех – пяти минут на предварительном этапе. Развитие ритма подготавливает детейк работе над звуко – слоговой структурой слова, над ударением, интонационной выразительностью. Развитие дыхания. С целью контроля рука кладется на диафрагму, ребенок ощущает дыхательные движения. Упражнения: «пилка дров», «погреться на морозе», «надуй игрушку». Речевое развитие дыхания и голоса. Для плавного длительного выдоха вводятся голосовые упражнения: «эхо» (повторение звука произнесенного другим), упражнения звукоподражания. Закрепление правильного дыхания при речи. «Цветы» (нюхают, на выдохе произносят заданную фразу), работа с диалогами. Развитие артикуляторной моторики проводится в двух направлениях: 1. развитие кинетических движений, 2. развитие кинетических ощущений. Работа проводится без зеркала. Ребенку предлагается выполнить положение губ, языка по речевой инструкции. Логопедическая работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей на слух различать речевую единицу («что звучит?»).

Основные способы постановки звуков: 1. по подражанию с опорой на слуховой образ, 2. механический способ постановки (шпатель, зонд), 3. постановка от других звуков, 4. постановка звуков от артикуляторного уклада, 5. смешанный способ. У умственно отсталых школьников используется смешанный способ постановки звуков.

Этап автоматизации звуков. Автоматизация – ввод звука в слог, слово, предложение, связную речь. Во вспомогательной школе это выполняется за счет тщательного планирования уроков, распределения тем.

Этап дифференциации звуков речи. Работа по различию смежных звуков ведется с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие кинетического ощущения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: