double arrow

КОРРЕКЦИЯ. Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:

Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:

• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

• развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;

• формирование пространственных представлений;

• развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;

• коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;

• развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);

• формирование морфологической и синтаксической системы языка;

• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

• формирование анализа структуры предложений;

• развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Специфику содержания и методов логопедической работы по коррекции фонетических нарушений у дошкольников с ЗПР определяет целый ряд особенностей (Н.А.Менчинская, 1971; Н.А.Никашина, 1972, 1977; В.А.Пермякова, С.А.Домишкевич, 1981; В.А.Смелик, 1994; У.В.Ульенкова, 1990 и др.):

1. возрастные, характерологические особенности дошкольников с ЗПР, их эмоциональная пассивность предусматривают проведение с ними подготовительных занятий с введением увлекательных для ребенка игровых ситуаций, направленных на создание положительного и заинтересованного отношения к занятиям, желания заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональный контакт с логопедом;

2. Присущая детям с ЗПР сниженная познавательная активность определяет необходимость использования на логопедических занятий тех видов заданий, при осуществлении которых она достаточно высока. По данным исследований Н.А.Менчинской (1971), А.Н.Цымбалюк (1974), пробуждающими познавательную активность детей с ЗПР являются перцептивные процессы. Это требует применения в логопедической работе достаточно большого количества наглядного материала.

Наряду с опорой на принцип постепенного перехода от простого к сложному целесообразно использовать возбуждающий познавательную активность метод контрастности заданий (П.Я.Гальперин, 1985).

3. Для детей с ЗПР характерны повышенная утомляемость и истощаемость психических процессов, неспособность к волевому и психическому напряжению, отказ от деятельности в случае неудач при выполнении заданий. В связи с этим дошкольникам с ЗПР рекомендуется предлагать доступные по сложности и объему работы задания, не требующие длительного умственного напряжения и протекающие в условиях частого переключения на практическую деятельность.

4. Нарушение целенаправленности и произвольности действий у детей с ЗПР связано с несформированностью регулирующей функции речи (В.И.Лубовский, 1978). С целью усиления речевого контроля за точностью выполнения заданий у дошкольников с ЗПР необходимо использовать речевое планирование деятельности, выполнение упражнений под комментарий логопеда либо в сочетании с собственной речью ребенка, заключительный анализ итогов работы.

5. Для дошкольников с ЗПР характерно нарушение смыслообразующей функции. При осуществлении ими сознательно регулируемой деятельности необходимо развивать смысловую иерархию действий, то есть для достижения ими заданной цели требуется активная ориентировка в задании. Трудности осознания детьми с ЗПР предлагаемых заданий предусматривают расширение ориентировочной части:

· обязательное рассмотрение структуры материала и действия;

· выделение в материале ориентиров, а в действии – последовательности его отдельных движений;

· неоднократное повторение задания;

· предъявление простых инструкций, предусматривающих выполнение одного действия;

· использование инструкции с несколькими требованиями предусматривает значительное расширение ориентировочной части, использование речевого проговаривания последовательности действий, поэтапной проверки правильности ее выполнения.

6. Исполнительная часть задания предполагает у детей с ЗПР:

· первоначальное замедление и развернутое выполнение действий;

· опору на показ и словесные инструкции;

· осознание ребенком правильности и ошибочности произведенного действия (обязательный анализ ошибки ребенка со стороны логопеда);

· использование стимулирующей, предупреждающей и направляющей помощи логопеда (изменение условий работы, организация внимания ребенка перед выполнением задания, наводящие вопросы, аналогии, дополнительный наглядный материал и т.д.), а также помощи по просьбе ребенка.

Эффективность логопедической работы по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР в значительной степени определяется дифференцированным и комплексным подходом в коррекционно-логопедическом воздействии с учетом механизмов и структуры фонетического дефекта, уровня сформированности речевых и неречевых процессов, а также индивидуально-психологических особенностей детей с задержкой психического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубева Г. Г. Механизмы фонетических нарушений у дошкольников с задержкой психического развития // Актуальные проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации детей с проблемами в развитии. СПб., 1998.

2. Дети с временной задержкой психического развития. / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. — М., 1971.

3. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М., 1984.

4. Лалаева Р. И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. — Спб., 1992.

5. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М., 1990.

6. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. — М., 1990.

СХЕМА

  Особенности логопедической работы с детьми с ЗПР.  
Теория. Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Вопросы соотношения мышления и речи, дифференциальной диагностики нарушений психического развития у детей с ЗПР и других категорий аномальных детей, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными. Диагностика. При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны собщими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи. Коррекция. • развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения; • развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти; • формирование пространственных представлений; • развитие слухового восприятия, внимания, памяти; • коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики; • коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова; • развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами); • формирование морфологической и синтаксической системы языка; • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений; • формирование анализа структуры предложений; • развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

ТЕСТ

1. По каким направлениям проводится логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР?

2. Какие особенности детей с ЗПР надо учитывать при построении логопедической работы по коррекции фонетических нарушений?

3. Что необходимо уметь логопеду в процессе коррекционной работы с детьми с ЗПР?

4. Правда ли, что речевые нарушения встречаются гораздо чаще у детей с ЗПР, нежели у здоровых детей?

5. Сколько групп детей с ЗПР выделяет Е. В. Мальцева с учетом характера их речевых нарушений? Назовите их.

ОТВЕТЫ

1. • Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения; • развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти; • формирование пространственных представлений; • развитие слухового восприятия, внимания, памяти; • коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики; • коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова; • развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами); • формирование морфологической и синтаксической системы языка; • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений; • формирование анализа структуры предложений; • развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

2. 1) возрастные, характерологические особенности дошкольников с ЗПР, их эмоциональная пассивность предусматривают проведение с ними подготовительных занятий с введением увлекательных для ребенка игровых ситуаций, направленных на создание положительного и заинтересованного отношения к занятиям, желания заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональный контакт с логопедом;

2) присущая детям с ЗПР сниженная познавательная активность определяет необходимость использования на логопедических занятий тех видов заданий, при осуществлении которых она достаточно высока. Это требует применения в логопедической работе достаточно большого количества наглядного материала. Наряду с опорой на принцип постепенного перехода от простого к сложному целесообразно использовать возбуждающий познавательную активность метод контрастности заданий.

3) Для детей с ЗПР характерны повышенная утомляемость и истощаемость психических процессов, неспособность к волевому и психическому напряжению, отказ от деятельности в случае неудач при выполнении заданий.

4) Нарушение целенаправленности и произвольности действий у детей с ЗПР связано с несформированностью регулирующей функции речи. С целью усиления речевого контроля за точностью выполнения заданий у дошкольников с ЗПР необходимо использовать речевое планирование деятельности, выполнение упражнений под комментарий логопеда либо в сочетании с собственной речью ребенка, заключительный анализ итогов работы.

5) Для дошкольников с ЗПР характерно нарушение смыслообразующей функции.

3. В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

4. Да.

5. Е. В. Мальцева выделяет 3 группы. Первая группа — дети с изолированным дефектом. Вторая группа — дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Третья группа — дети с системным недоразвитием всех сторон речи.

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИДЕТСТКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: