Актуальность и важность проведения логопедической работы. Исследователи.
Проблема изучения речевых нарушений при ДЦП является на сегодняшний день наиболее актуальной. Это, прежде всего, связано с увеличением числа детей с двигательными патологиями, в частности с детским церебральным параличом. И этим детям нужна ранняя коррекционная и логопедическая помощь, которая еще не достаточно разработана в России.
Изучением данной проблемы занимались различные специалисты педагоги, психологи и логопеды. Среди наиболее известных следует отметить: Е.М.Мастюкову, М.В.Ипполитову, Н.В.Симонову, Л.А.Данилову, И.А.Панченко, Е.Ф.Архипова и другие.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЦП
При ДЦП наблюдается раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга, вследствие чего у детей с ДЦП встречаются самые различные нарушения: двигательные, интеллектуальные, речевые, расстройства других высших корковых функций.
|
|
Ведущим дефектом при ДЦП являются двигательные нарушения, обусловленные действием ряда факторов:
§ ограничение или невозможность произвольных движений в сочетании со снижением мышечной силы;
§ нарушения мышечного тонуса;
§ проявление насильственных движений (гиперкинезов);
§ нарушение равновесия и координации движений;
§ нарушения ощущения движения тела или его частей.
Поражение двигательной сферы при ДЦП может быть выражено в разной степени: при тяжелых двигательных нарушениях наблюдается невозможность свободного передвижения; при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии и трудности усвоения навыков самообслуживания. Вследствие ограничения самостоятельного передвижения и предметно-практической деятельности больной ребенок попадает в зависимость от окружающих его взрослых. Это ведет к формированию у него пассивности и безынициативности, нарушает развитие его мотивационной и волевой сферы. Таким образом, двигательные нарушения влияют на весь ход психического развития ребенка. Независимо от степени двигательных расстройств у детей могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, наблюдается снижение интеллекта, судорожный синдром, нарушения зрения и слуха.