Коррекция нарушений чтения и письма

Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) очень распространены среди умственно отсталых детей. Основные принципы логопедической работы: 1. принцип комплексности (дислексия, дисграфия не разграничиваются), 2. патогенетические принципы (учет механизмов нарушения), 3. принцип учета систематики и степени выраженности нарушения, 4. принцип опоры на сохранное звено психических функций, 5. поэтапное формирование умственной деятельности, 6. принцип постепенного усложнения задания с учетом ЗБР, 7. принцип системности, 8. онтогенетический принцип.

Развитие анализа структуры произношения. Сцелью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении. Упражнения: определить границы предложения в тексте, придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем, придумать предложение с определенным количеством слов.

Развитие слогового анализа и синтеза. Проводится коррекция за счет дифференциации гласных и согласных.

Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение звуков на фоне слова, вычленение звуков в начале и в конце слова, опреджеление последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

Формирование фонематического восприятия. Упражнения: дифференциация и сопоставление смешанных звуков в произносительном и слуховом плане.

Вывод: нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую сторону речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.

ТЕСТ

1. Нарушение каких компонентов речи наблюдается при умственной отсталости:

А. фонетико-фонематической стороны речи;

Б.нарушение лексики и грамматики;

В. всех сторон речи;

2. Особенно сложной задачей для умственно отсталых детей при овладении чтением является:

А. распознание букв;

Б. слияние звуков в слоги;

В. слежение по строчке.

3. Расстройство речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне:

А. слабо развитого фонематического слуха;

Б. быстрой выработки новых дифференцированных связей во всех анализаторах;

В. грубого нарушения познавательной деятельности и психических процессов.

Целесообразно ли во время логопедической работы с умственно отсталыми детьми проводить смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую?

А. да

Б. нет

5. Выберете лишнюю характеристику речи умственно отсталых:

А. нарушения речи стойкого характера

Б. системный характер

В.отстутствие связной речи

Ответы: 1 – В, 2 – Б, 3 – В, 4 – А, 5 – В.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каше Г. А. Логопедическая работа в 1 классе вспомогательной школы. М., 1957.

2. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/ Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965.

3. Парамонова Л. Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной
школы и пути их коррекция// Обучение во вспомогательной школе. М.; Л., 1973

4. Соботович Е. Ф., ГопиченкоЕ. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших
классов // Нарушения речи и голоса у детей и взрослых
М., 1979.

5. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1977.

6. Рубинштейн с. Я. Психология умственно отсталых школьников. М., 1979.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: