Структура электроремонтное предприятие

  Структура электроремонтного предприятия и состав его оборудования определяются рядом факторов, основными.из которых являются номенклатура и объем ремонтируемого оборудования. Что касается электрических машин, то предприятия по их ремонту в большинстве случаев не выходят за рамки одного цеха. Поэтому структура электроремонтного предприятия будет рассматриваться применительно к цеховой форме организации ремонта. Все работы, проводимые в цехе по ремонту электрических машин, можно разбить на семь основных видов: предремонтные и послеремонтные, разборочно-дефектировочные, изоляционно-об- моточные, слесарно-механические, комплектование деталей, сборка машины и отделочные. Соответствующая типовая структурно-технологическая схема ремонта показана на 5.1. Испытательная станция. Здесь производят предремонтные испытания для выявления неисправностей. Они включают помимо внешнего осмотра следующие пункты: измерение сопротивления изоляции обмоток, испытание электрической прочности изоляции, проверка целости подшипников (на холостом ходу) и осевого выбега ротора, правильности прилегания щеток к коллектору и контактным кольцам, измерение вибрации (в режиме холостого хода). Кроме того, определяется воздушный зазор, проверяется состояние крепежных деталей, плотность посадки подшипниковых щитов и отсутствие повреждений у отдельных частей машины. Здесь же проводят испытания новых конструкций, узлов и деталей, предназначенных взамен вышедших из строя, а также послеремонтные испытания электрических машин. Станция должна быть оснащена высоковольтным испытательным оборудованием, электрическими приборами и защитными средствами. Разборочное отделение. Здесь выполняют все предремонтные испытания, очищают электрические машины перед разборкой, разбирают их на отдельные узлы, производят дефектацию узлов и деталей (определение состояния и степени износа, объема необходимого ремонта и оформление соответствующей документации на ремонт), передают неисправные узлы и детали в соответствующие ремонтные отделения, а исправные — в отдел комплектации. В этом отделении устанавливают подъемно-транспортные устройства для транспортировки поступивших электрических машин, моечное оборудование, гидравлические и винтовые съемники, приспособления для вывода ротора из расточки статора, станок для обрезки лобовых частей обмотки и извлечения обмотки из пазов, печь для нагрева изоляции, специальную оснастку для разборки электрических машин. Обмоточное и сушильно-пропиточное отделение. Здесь ремонтируют старые и изготовляют новые обмотки электрических машин, восстанавливают поврежденный обмоточный провод; про питывают, укладывают в машину и сушат обмотки, производят сборку рабочей схемы соединения обмоток и проводят пооперационный контроль изоляции обмоток. В этом отделении устанавливаются станки для очистки и изолировки проводов, для намотки катушек, для резки изоляции, приспособления для формовки изоляции и катушек из прямоугольного провода, инструмент для сварки и пайки проводов обмотки, специальный станок для бан- дажировки обмоток якоря и фазных обмоток ротора. Здесь же находится испытательный стенд для измерения сопротивления изоляции и проверки ее электрической прочности. Участок пропитки и сушки обмоток снабжается системой вытяжной вентиляции. Подъемно-транспортное оборудование должно быть рассчитано на узлы, имеющие максимальную массу. На участке окраски и сушки, снабженном необходимым оборудованием, как правило, проводятся отделочные работы. Слесарно-механическое отделение. Здесь ремонтируют и изготовляют новые детали электрических машин, как конструктивные (валы, подшипники скольжения, крышки подшипников и т. д.), так и токоведущие (коллекторы, контактные кольца, щеточные механизмы, короткозамкнутые обмотки роторов и др.), производят перешихтовку сердечников статоров и роторов, а также слесарную и механическую обработку различных деталей электрических машин. Отделение оснащено соответствующим парком станков для механической обработки деталей, подъемно-транспортным оборудованием, прессами, ножницами для резки металла, сварочным оборудованием, специальным инструментом. Комплектовочное отделение. Сюда направляют исправные узлы и детали электрических машин из разборочного отделения, отремонтированные узлы и детали из обмоточного и слесарно-меха- нического отделений, производят комплектацию электрических машин недостающими частями. Проверенные и полностью скомплектованные электрические машины передают в отделение сборки (отдельные крупные узлы могут передаваться на участок сборки минуя комплектовочный участок). Сборочное отделение. Здесь производится поузловая и общая сборка электрических машин. Участок сборки оснащен практически тем же вспомогательным оборудованием, что и разборочное отделение. Поэтому на ряде электроремонтных предприятий эти отделения объединяют. В отличие от разборочного отделения в отделении сборки проводится балансировка роторов электрических машин, что требует установки балансировочных станков.

77. Содержание текущего и капитального ремонтов электрических машин. Предремонтные испытания.

Виды ремонта электрических машин

Эксплуатация электрических машин включает содержание их в исправном состоянии, устранение мелких неисправностей и ремонт. Основой правильной эксплуатации электрических машин являются эксплуатационные документы.
Они поставляются заводом-изготовителем вместе с машиной.
В число эксплуатационных документов входят: техническое описание; инструкция по эксплуатации; инструкция по техническому обслуживанию; инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке машин; формуляр, который составляется для машины, технические данные которой гарантируются заводом; ведомость запасных частей, инструментов и устройств, в которой указываются комплекты запасных частей, инструментов, приспособлений и материалов; ведомость эксплуатационных документов.
В результате практики эксплуатации оборудования на предприятиях разных отраслей промышленности сложилась так называемая система планово-предупредительного ремонта, под которой понимают плановый комплекс работ по поддержанию электрических машин и другого электрооборудования в рабочем состоянии.
В зависимости от особенностей, степени повреждений и износа электрических машин, а также трудоемкости ремонтных работ различают следующие виды ремонта: текущий, средний и капитальный.
Текущий ремонт является минимальным по объему видом ремонта, при котором обеспечивается нормальная эксплуатация машины до следующего планового ремонта. Во время текущего ремонта устраняются неисправности путем замены или обновления отдельных быстроизнашиваемых деталей, а также выполняются регулировочные работы. Этот ремонт производится эксплуатационным персоналом или ремонтными службами на месте установки машин.
Средний ремонт заключается в восстановлении эксплуатационных характеристик электрической машины путем ремонта или замены только изношенных или поврежденных деталей. Кроме того, обязательно проверяют техническое состояние остальных частей и ликвидируют обнаруженные неисправности. Может проводиться капитальный ремонт отдельных основных узлов. Средний ремонт выполняется подвижными или стационарными ремонтными службами.
Капитальный ремонт включает полную разборку и дефектацию электрической машины, замену или ремонт всех составных частей, проверку их состояния, сборку машины, регулировку и испытание. Выполняется стационарными ремонтными предприятиями.
Существуют три формы организации ремонтов: централизованная, децентрализованная и смешанная. При централизованной форме ремонт, испытание и наладка электрических машин выполняются специализированными ремонтно-наладочными организациями. Эта форма является более прогрессивной, а также обеспечивает минимальную стоимость ремонта при более высоком качестве.
При децентрализованной форме ремонт, испытание и наладка осуществляются ремонтными службами производственных подразделений предприятий, при смешанной — часть работ выполняется централизованно, часть — децентрализованно, причем степень децентрализации зависит от вида предприятия, типа и мощности электрооборудования.
Усовершенствование централизованного ремонта предусматривает создание централизованного обменного фонда электрических машин и расширение их номенклатуры, распространение сферы услуг ремонтных предприятий на производство текущих ремонтов и профилактического обслуживания.
Продолжительность ремонтного цикла (время между двумя капитальными ремонтами) определяется условиями эксплуатации, требованиями к показателям надежности, ремонтопригодности, правилами технической эксплуатации, инструкциями завода — поставщика электрической машины.
Обычно ремонтный цикл исчисляется в календарном времени исходя из 8-часового рабочего дня при 41-часовой рабочей неделе. Реальная сменность оборудования и сезонность его работы учитываются с помощью соответствующих коэффициентов. При определении продолжительности ремонтного цикла исходят из графика распределения повреждений электрических машин в функции времени эксплуатации. Обычно этот график имеет три области: первая — предремонтная приработка, когда вероятность повреждений повышается за счет возможного применения при ремонте некачественных узлов, деталей и материалов, невыполнения технологии ремонта и т.д., вторая — нормальный этап работы электрической машины с практически неизменным числом повреждений, третья — старение отдельных узлов электрической машины, которая характеризуется ростом числа повреждений.
Продолжительность ремонтного цикла не должна превышать продолжительности нормального этапа работы второй области.

При планировании структуры ремонтного цикла (виды и последовательность чередования плановых ремонтов) исходят из того, что в электрической машине наряду с быстроизнашиваемыми деталями (щетки, подшипники качения, контактные кольца), обновление которых производится при незначительном ремонте или путем замены новыми, имеются узлы с большим сроком наработки (обмотки, механические детали, коллекторы), ремонт которых довольно трудоемкий и занимает много времени. Поэтому между капитальными ремонтами электрические машины должны пройти несколько текущих ремонтов. Они, как правило, не нарушают ритма производства, в то время как капитальный ремонт при отсутствии резерва связан с приостановкой производства (технологического процесса). Поэтому межремонтный период для электрических машин необходимо приурочивать к межремонтному периоду основного технологического оборудования, если последний оказывается меньшим.

Предремонтные испытания проводят в целях определения характера дефектов поступивших во внеплановый ремонт электрических машин. Кроме того, на практике встречаются случаи, когда исправная машина по ошибке обслуживающего персонала отправляется в капитальный ремонт. Для машин малой мощности испытания проводят в следующей последовательности:
определение состояния машины путем внешнего осмотра; определение (измерение) сопротивления изоляции обмоток; определение сопротивления обмоток постоянному току; проверка легкости вращения вала машины от руки; проверка работы на холостом ходу.
При положительных результатах проверок машину подвергают приемосдаточным испытаниям и, если она их выдерживает, отправляют обратно в эксплуатацию.
Крупные электрические машины перед плановым капитальным ремонтом испытывают на месте установки. Объем испытаний устанавливается в зависимости от конструкции машины, а также требований и условий ее эксплуатации. Испытания включают в себя: измерение вибрации на холостом ходу и при различных нагрузках; определение температуры отдельных узлов машины (обмотки, магнитопровода, подшипников); определение температуры воздуха и воды на входе и выходе из воздухоохладителя; определение подшипниковых токов и др. После остановки машины измеряют сопротивление изоляции, величину воздушного зазора, биение контактных колец и коллектора. Особое внимание при этом уделяют не разбираемым при ремонте узлам. Полученные данные сравнивают с данными испытаний, полученными после предыдущего ремонта.
До вывода в ремонт крупных электрических машин в соответствии с нормами ПЭЭП необходимо: составить ведомость объема работ и смету, которые уточняются после вскрытия и осмотра машины; составить график ремонтных работ; заготовить необходимые материалы и запасные части; составить и утвердить техническую документацию на реконструкцию или модернизацию и подготовить необходимые для этого материалы; укомплектовать и привести в исправное состояние необходимый инструмент и подъемно-транспортные механизмы; подготовить рабочие места и спланировать ремонтные площадки для производства ремонтных работ; укомплектовать и проинструктировать ремонтные бригады.
Ремонтные площадки предназначены для перегрузки и размещения сборочных деталей, ремонтных приспособлений и оснастки, а также для выполнения ремонтных операций. Они должны быть электрифицированы и находиться в зоне действия грузоподъемного механизма.
Если для проведения ремонтных работ необходимо снимать машину с фундамента и отсоединять ее от приводного механизма, то такой ремонт целесообразно выполнять в условиях специальной ремонтной мастерской (ремонтного предприятия).

78. Разборка и дефектация электрических машин. Разборка электрических машин. Разборка обмотки из круглого и плоского провода. Мойка деталей и узлов.

РАЗБОРКА И ДЕФЕКТАЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

  При ремонте электрическую машину разбирают. При снятии каждой детали или сборочной единицы производят их мойку, дефектацию (определяют целостность детали, состояние сборочных и рабочих поверхностей и измеряют размеры, определяющие сборку) и устанавливают объем необходимого ремонта. Степень разборки определяется при дефектации. Если сборочная единица не имеет повреждений, ее разборку не производят. Разборка должна производиться с использованием специального инструмента, при этом детали и сборочные единицы не должны повреждаться. Персонал, производящий дефектацию, должен знать допустимый износ каждой детали и сборочной единицы. Особое внимание необходимо обращать на разборку обмотки в случае ее повторного использования. Извлеченные из пазов катушки не должны терять свою форму, а провод не должен иметь повреждений. Перед снятием шкивов, полумуфт, шестерен и т. п. с вала машины выворачивают стопорный винт или выбивают шпонку, фиксирующую деталь на валу. Место посадки заливают керосином. Для снятия деталей используют двух- или трехлапчатые ручные переносные или гидравлические съемники. Пр'и снятии шкива 5 (7.1) лапы 4 съемника накладывают на наружную поверхность шкива. Вращая рукоятку 2, передвигают гайку 3 влево, при этом лапы плотно захватывают деталь. Затем, вращая рукоятку 1, стягивают шкив с вала. Лапы съемника позволяют захватывать детали за наружную или внутреннюю поверхности, а гайка 3, передвигаясь по резьбовой втулке, позволяет фикси- ник (7.2), с которым может работать один рабочий. Траверса 1 съемника с помощью болтов 4 соединяется с демонтируемой деталью 2. При затяжке винта 5 происходит снятие детали с вала. Для предотвращения проворачивания ротора при затяжке винта одно плечо траверсы упирается в подставку из раздвижных труб 3. При разборке более крупных деталей, где требуются большие усилия, применяют гидросъемники, в которых усилие создается гидропрессом. В некоторых случаях для облегчения работы производят подогрев детали. Его следует вести интенсивно, одной-двумя газовыми горелками, начиная от края детали и постепенно приближаясь к ступице. Нагрев можно контролировать периодическим прикосновением прутка из олова, который начинает плавиться при температуре около 250°С. Для того чтобы уменьшить нагрев вала, его обертывают асбестовым картоном, смоченным в воде. В процессе нагревания детали внимательно следят за началом трогания детали, так как на нее действует максимальное усилие от съемника. Весьма эффективным является нагрев детали токами высокой частоты. При этом способе вал практически не нагревается. Разборку машин мощностью до 100 кВт, например, асинхронных двигателей производят в такой последовательности: снимают кожух наружного вентилятора и вентилятор; предварительно отвернув болты, крепящие подшипниковые щиты и крышки подшипника со стороны обратной приводу, снимают задний подшипниковый щит (со стороны, обратной приводу); сбивают передний подшипниковый щит (со стороны привода) с замка, выводят ротор из статора и устанавливают на край стола так, чтобы ротор располагался на столе, а подшипниковый щит — около края стола; снимают подшипниковый щит, предварительно отвернув болты подшипниковых крышек, и съемником подшипники с в'а'ла. У электродвигателей с контактными кольцами (при расположении их за щитом на стороне, обратной выходному концу вала) дополнительно снимают кожух контактных колец и вынимают щетки. Следует иметь в виду, что у этих машин подшипники снимаются только после демонтажа контактных колец, в процессе которого отпаивают соединительные хомутики от выводных концов обмотки. Снятие подшипниковых щитов можно производить отжимными болтами, если они предусмотрены в конструкции. В этом случае болты крепления подшипниковых щитов завертывают равномерно, не допуская перекоса щита, в отжимные отверстия до схода щита с замка на корпусе. В некоторых машинах подшипниковый щит выводят из замка статора рычагом, вводимым в отверстие между торцом станины и краем щита. В остальных случаях щиты снимают легкими ударами молотка через мягкие (деревянные, медные) прокладки по краю щита. Щит должен сначала сойти с замка на корпусе (ротор одной стороной опустится на железо статора), а затем с наружной обоймы подшипника. При этом следят за тем, чтобы ротор не сдвигался вместе со снимаемым подшипниковым щитом. Вывод ротора из статора является ответственной операцией. При этом не допускается депляние ротора о сердечник статора или лобовые части. Ротор небольшой массы выводят из статора руками, поддерживая его с двух сторон, а крупный ротор — при помощи приспособления (7.3). Серьгу 1 устанавливают так, чтобы она располагалась над центром тяжести ротора 2. Затем заводят цанговый патрон на вал 3 и, вращая рукоятку 6, подают пластину 5 вперед, пока кулачки 4 не захватят вал ротора. Вывешивают ротор, приподнимая приспособление краном за серьгу и извлекают его из статора. Небольшую регулировку производят поддерживая за ручку 7. Кулачки приспособления позволяют захватывать вал диаметром до 100 мм. Съем подшипников производят, прикладывая усилие к его внутренней обойме. Это можно сделать лапчатым съемником, имеющим достаточно глубокие губки. Йодшипники можно снимать, используя подшипниковые крышки 1 (7.4, а), устанавливая между ними и подшипником специальные прокладки 2 или, если имеется место, хомут 3 (7.4, б). Часто используют гидравлические съемники. На 7.5 показан съемник с рабочим давлением в гидросети 6,4 МПа и давлением цилиндра не более 100 кН. Ход цилиндра не более 75 мм. На крупных электроремонтных предприятиях для разборки двигателей 3—9-го габаритов серий А, А2 и двигателей с высотой оси вращения 100—250 мм серии 4А используют разбороч- ный конвейер, который оборудован разборочным стендом. Двигатель устанавливают на конвейер. Выворачивают болты, кре- пящие коробку выводов и панель. Снимают кожух наружного вентилятора, наружный вентилятор, болты, крепящие крышки подшипников и подшипниковые щиты, и пружинные кольца, крепящие подшипник. Двигатель устанавливают на разборочный стенд (7.6) и крепят его за лапы зажимным устройством 6, располагая рабочим концом вала к подвижной стойке 1. При помощи электропривода 2 устанавливают пиноли 3 по высоте оси вращения и, передвигая стойку 1 вправо, фиксируют двигатель в пинолях. Правая стойка 4 неподвижна. Включают движение стола 7 влево. Стол движется по направляющим 8, и при этом выпрессовывается левый подшипниковый щит с наружного кольца подшипника и правый подшипниковый щит из замка на корпусе. Устанавливают опорную вилку (на 7.6 не показана) между левым подшипником и корпусом двигателя и включают движение стола 7 вправо. При этом выпрессовывается правый подшипниковый щит с замка на корпусе и левый подшипник с вала устанавливают опорную вилку между правым подшипником и корпусом и включают движение стола 7 влево. При этом выпрессовывается правый подшипник с вала. Затем выводят пиноли 3 стоек из центров вала, поворачивают стол 5 с двигателем на 60—90°, снимают крышки подшипников, подшипники и подшипниковые щиты. Приспособлением или вручную выводят ротор из статора. Затем ослабляют зажимные устройства и снимают статор. На все детали навешивают бирки с ремонтным номером и отправляют статор на удаление обмотки, а остальные детали и узлы на мойку. Если ротор не короткозамкнутый, а имеет обмотку из медного провода, то его отправляют вместе со статором. При разборке машин используют пневматические или электрические гайковерты со сменными головками, гаечные ручные ключи с открытым зевом, торцевые и др., приспособления для снятия кольцевых и других пружин и т. п. Разборка каждого типа крупного электродвигателя имеет свои специфические особенности, обусловленные конструктивным исполнением, местом установки, наличием грузоподъемных механизмов и др. При разборке электродвигателя замерами определяют: воздушный зазор между статором и ротором в четырех точках с обеих сторон; радиальные зазоры в подшипниках и натяги крышек подшипников на вкладыши у подшипников скольжения; зазор по маслоуловителям и уплотнениям вала, осевой разбег ротора; совпадение магнитной оси ротора и статора; осевой и радиальные зазоры между вентилятором и диффузором; уклон вала ротора. Результаты измерений заносят в формуляр. После проведения электрических испытаний приступают к разборке электродвигателя. Снимают наружные и внутренние щиты и диффузоры. В воздушный зазор под ротор заводят лист электрокартона, разбирают опорные подшипники и опускают ротор в эасточку статора. Снимают полумуфты, подогревая их при необходимости газовыми горелками, зачищают посадочные поверхности и определяют натяг. Если натяг не соответствует требованиям чертежа, его восстанавливают, ремонтируя полумуфту. Для того чтобы не повредить обмотки при выводе ротора из статора в крупных машинах, лобовые части закрывают прессшпаном или резиной. Существуют различные приспо собления для осуществления процесса вывода ротора. Львовский филиал ЦКБ Союзэнергоремонт разработал размерный ряд скоб для двигателей ДАЗО до 19-го габарита. Масса наибольшей скобы 520 кг. Имеются приспособления, позволяющие выводить ротор без грузоподъемных механизмов. Одно из таких приспособлений показано на рис, 7.7 и состоит из двух швеллеров 1, прикрепленных с двух сторон к грузовым болтам. Вдоль швеллеров перекатываются ролики 2, к которым подвешены грузовые ленты 4 для подшипниковых щитов 5 и ротора 7. Высоту подвески грузовых лент можно менять, вращая гайки 3. Для перемещения ротора на конец вала надевают удлинительную трубу 6. Вывести ротор можно грузоподъемными средствами. Для этого на кран подвешивают траверсу 4 (7.8) с двумя регулировочными болтами 3. На вал надевают удлинитель 2. Вывесив при помощи крана и регулировочных болтов ротор, его выводят из статора, который остается на раме 1. Если расточка статора расположена ниже поверхности фундаментной плиты, статор сначала поднимают и под его лапы укладывают шпалы так, чтобы расточка была немного выше верхней отметки плиты. Далее выводят ротор, как указано выше.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: