Конвенция МОТ № 147 «О минимальных нормах на торговых судах» 1976 г

Международная конвенция по обмеру судов 1969 г. (КОС-69);

Инспектирование состоит из проверки соответствующих документов, сертификатов и осмотра судна; проверки условий жизни и работы экипажа.

Каждая администрация взяла на себя обязательства довести до 25% общее число проверяемых иностранных судов, посещающих ее порты в течение года, избегая инспекции судов, которые были проверены другой администрацией, в течение шести месяцев после проверки, если только нет очевидных доказательств такой проверки. В настоящий момент проводятся сплошные проверки судов, работающих под флагом стран из черного списка.

При обнаружении несоответствий, которые представляют очевидный риск для безопасности, здоровья людей или окружающей среды, каждые Власти будут обеспечивать, чтобы этот риск был устранен до того, как судну будет разрешено выйти в море. Для этой цели будут приняты соответствующие меры, вплоть до задержания или официального запрещения судну продолжить эксплуатацию для того, чтобы установить недостатки, которые в отдельности или вместе будут представлять риск для дальнейшей эксплуатации судна.

Согласно решению ИМО с 1 января 1996 г. вошли в силу Резолюции А.742(18) «Процедуры контроля за эксплуатационными требованиями, относящимися к безопасности судов и предотвращению загрязнения» Проводимые в его рамках инспекции охватывают и проверку эксплуатационных требований, то есть проверку способности судового экипажа выполнять свои обязанности. Руководство по проведению контроля предусматривает проверки по различным видам деятельности экипажа – борьбе за живучесть судна, несению вахты на мостике и в машинном отделении, грузовым операциям, перевозке опасных грузов, оказанию медицинской помощи, а также порядку осуществления записей в судовом журнале.

В соответствии с этими требованиями, если уровень эксплуатационной пригодности судна и экипажа не является достаточным для обеспечения безопасности мореплавания и защиты среды, инспектор вправе задержать судно до устранения недостатков. Если будет доказано, что задержание и отсрочка отхода судна неоправданны, то судно имеет право на компенсацию потерь или ущерба в соответствии с законами государства порта.

На 1 июля 2006 г. Парижский меморандум по контролю государств порта состоит их 25 морских администраций: Бельгия, Канада, Хорватия, Кипр, Дания, Эстония, Финляндия, Франция,, Германия, Греция, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Мальта, Голландия Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Словения, Испания, Швеция, Великобритания и Северная Ирландия.

Соглашения, подобные Парижскому меморандуму были приняты и в других частях света. Соглашение о взаимопонимании 10 латиноамериканских государств (Latin American Agreement) принято в 1992г., Азиатско-Тихоокеанское соглашение (Tokyo MOU) в 1993 г., Соглашение о взаимопонимании стран Карибского моря (Caribean MOU) в 1996 г., Средиземноморское соглашение о взаимопонимании (Mediterranien VOU) в 1997 г., Меморандум о взаимопонимании по бассейну Индийского океана (Indian Ocean MOU) в 1997 г., Меморандум о взаимопонимании Западной и Центральной Африки в 1999г., Черноморский меморандум о взаимопонимании (Black Sea Region MOU) в 2000 г.

Россия является участницей трех региональных соглашений: Меморандума о взаимопонимании о контроле государства порта (Парижский меморандум), Меморандума о взаимопонимании о контроле государства порта в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Токийский меморандум), Меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта в Черноморском регионе.

Россия присоединилась к Парижскому меморандуму 1 января 1996 г. В порту Новороссийск он действовал с 1 января 1996 г., а с декабря 2002 г. работает Черноморский меморандум.

3 Оформление прихода судна в порт РФ

Допуск судов в морские воды РФ осуществляется в соответствии с Законом РФ «О государственной границе Российской Федерации» 1993 г. № 4730-1, а также ФЗ от 31 июля 1998 г № 155-ФЗ «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», другими нормативными актами и международными договорами в которых участвует РФ.

Приход судна в порт РФ и выход его из порта оформляется согласно Общим правилам плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2009 № 140 и Обязательным постановлениям по морскому порту.

Информацию о заходе судна в морской порт капитан судна передает капитану морского порта предварительно за 72 часа до планируемого времени захода судна в порт и подтверждается им за 24 часа до ожидаемого захода судна в морской порт. Капитан морского порта направляет данную информацию в информационную систему государственного портового контроля и в адрес должностного лица пограничного органа.

Оформление захода судна в морской порт осуществляется капитаном морского порта после предоставления капитаном судна следующих документов, согласно приложению N 1 к Общим правилам.

1. Общая декларация (включает сведения, предусмотренные пунктом B.2.2.2 раздела 2 приложения к Конвенции по облегчению международного морского судоходства.

2. Свидетельство о праве плавания под флагом государства регистрации судна.

3. Судовая роль.

4. Дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажа.

5. Свидетельство о годности к плаванию.

6. Мерительное свидетельство.

7. Классификационное свидетельство.

8. Свидетельство о грузовой марке.

9. Морская медико-санитарная декларация.

10. Свидетельство о прохождении судном санитарного контроля/Свидетельство об освобождении судна от санитарного контроля.

11. Журнал непрерывной регистрации истории судна.

12. Отчеты о проверках судна органами государственного портового контроля иностранных государств.

13. Свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность судна.

14. Декларация о грузе (предъявляется в том случае, если на судне находится груз).

15. Список пассажиров (предъявляется в том случае, если на судне находятся пассажиры).

16. Декларация о судовых припасах.

17. Почтовая декларация.

18. Декларация о личных вещах экипажа судна.

19. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью.

20. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом.

21. Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью.

22. Международное свидетельство об охране судна.

23. Свидетельство о безопасности пассажирского судна.

24. Свидетельство о безопасности грузового судна.

25. Свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции.

26. Свидетельство о безопасности грузового судна по радиооборудованию.

27. Международное свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом или свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом.

28. Международное свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных химических грузов наливом или свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных химических грузов наливом.

29. Свидетельство об изъятии.

Документы предъявляются в зависимости от их применимости к судну в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Оформление захода в морской порт судов, прибывших из иностранных портов, производится после прохождения в установленном порядке пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля.

При входе в порт или на рейд порта судно поднимает сигнал по Международному своду сигналов, соответствующий его санитарному состоянию. Если на судне нет больных (нет подозрений на карантинные болезни), то поднимается флаг «G» («Кэбек»), означающий «Моё судно не заражено, прошу предоставить свободную практику». Свободная практика означает разрешение войти в порт, начать посадку или высадку, разгрузку или погрузку грузов или запасов.

Карантинный флаг не спускается до получения разрешения от территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзора) на сообщение с берегом.

После получения свободной практики капитан морского порта регистрирует приход судна в инспекции государственного портового контроля (ИГПК) На судовом экземпляре общей декларации ставится штамп прибытия. Информации о заходе судна вносится в информационную систему государственного портового контроля, на схеме порта фиксируется место стоянки судна на рейде или у причала.

Приход пассажирских судов оформляется представителем ИГПК на борту судна.

4 Оформление выхода судна из порта РФ

Согласно ст. 80 КТМ РФ каждое судно до выхода из морского порта обязано получить разрешение капитана порта на выход. Оформление судна на выход из морского порта осуществляет капитан морского порта на основании документов, которые прилагает к заявлению капитан судна.

1. Общая декларация (включает сведения, предусмотренные пунктом B.2.2.2 раздела 2 приложения к Конвенции по облегчению международного морского судоходства).

2. Свидетельство о праве плавания под флагом государства регистрации судна.

3. Судовая роль.

4. Морская медико-санитарная декларация.

5. Свидетельство о прохождении судном санитарного контроля/Свидетельство об освобождении судна от санитарного контроля.

6. Мерительное свидетельство.

7. Информация об остойчивости.

8. Свидетельство о грузовой марке.

9. Дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажа судна.

10. Свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность судна.

11. Классификационное свидетельство.

12. Декларация о грузе (предъявляется в том случае, если на судне находится груз).

13. Список пассажиров (предъявляется в том случае, если на судне находятся пассажиры).

14. Декларация о судовых припасах.

15. Почтовая декларация.

16. Декларация о личных вещах экипажа судна.

17. Свидетельство о безопасности пассажирского судна.

18. Свидетельство о безопасности грузового судна.

19. Свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции.

20. Свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению.

21. Свидетельство о безопасности грузового судна по радиооборудованию.

22. Международное свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом или свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом, в зависимости от случая.

23. Международное свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных химических грузов наливом или свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных химических грузов наливом, в зависимости от случая.

24. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом.

25. Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью.

26. Свидетельство об изъятии.

Капитан морского порта при оформлении судна на выход из морского порта осуществляет контроль судна с целью проверки указанных документов, соответствия основных характеристик судна судовым документам и выполнения требований по укомплектованию экипажей судов, установленных КТМ РФ.

Капитан морского порта подвергает судно осмотру в случае отсутствия указанных документов или наличия оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания (задержание судна в предыдущем морском порту захода судна, наличие на судне недостатков, создающих угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей и причинения ущерба морской среде, аварийные случаи на судне, предшествовавшие заходу в морской порт или имевшие место в морском порту, невыполнение предписания капитана морского порта или морских властей иностранных государств по соблюдению требований безопасности мореплавания, охране человеческой жизни на море и защите морской среды от загрязнения, отсутствие информации об осмотре судна в течение последних трех месяцев или иного периода, установленного региональными соглашениями о государственном портовом контроле).

Осмотр судна осуществляется капитаном морского порта либо уполномоченным им должностным лицом в соответствии с перечнем документов, подлежащих проверке при осмотре и контрольном осмотре состояния судна, условий труда и отдыха экипажа в соответствии с КТМ РФ, правилами 11(c), 19 главы I, правилом 16.2 главы V, правилом 2 главы XI-1, правилом 9 главы XI-2 СОЛАС-74 с поправками, правилами 6 и 8 главы 2 Приложения I к МАРПОЛ-73/78, правилом 16 главы 6 Приложения II к МАРПОЛ-73/78, статьей 21 Международной конвенции о грузовой марке 1966 года, статьей X и правилом 1/4 главы 1 Приложения к ПДМНВ-78/95, части А Кодекса ОСПС, МППСС-72, статьей 4 Конвенции о минимальных нормах на торговых судах 1976 г. N 147, Международной конвенцией по обмеру судов 1969 года, Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 года, Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года.

Перечень документов, подлежащих проверке:

1. Свидетельство о праве плавания под флагом государства регистрации судна.

2. Судовая роль.

3. Судовой журнал.

4. Дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажа.

5. Свидетельства, удостоверяющие годность членов экипажа к работе по состоянию здоровья, и медицинские свидетельства.

6. Список пассажиров (предъявляется в случае, если на судне находятся пассажиры).

7. Пассажирское свидетельство.

8. Свидетельство о годности к плаванию.

9. Судовое санитарное свидетельство о праве плавания.

10. Санитарный журнал.

11. Морская медико-санитарная декларация.

12. Информация об остойчивости.

13. Мерительное свидетельство.

14. Свидетельство о грузовой марке.

15. Свидетельство о безопасности пассажирского судна.

16. Свидетельство о безопасности грузового судна.

17. Свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции.

18. Свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению.

19. Свидетельство о безопасности грузового судна по радиооборудованию.

20. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью.

21. Свидетельство о страховании ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами.

22. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом.

23. Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью.

24. Свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность судна.

25. Классификационное свидетельство.

26. Свидетельство об управлении безопасностью.

27. Свидетельство о безопасности судна специального назначения.

28. Свидетельство о безопасности морской передвижной буровой установки.

29. Международное свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом или свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом.

30. Международное свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных химических грузов наливом или свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных химических грузов наливом.

31. Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом.

32. Свидетельства о прочности корпуса судна и о машинных установках, выданные органами классификации судов.

33. Свидетельство о безопасности высокоскоростного судна и разрешение на эксплуатацию высокоскоростного судна.

34. Международное свидетельство об охране судна.

35. Свидетельство о предотвращении загрязнения воздуха с судна.

36. Свидетельство о предотвращении загрязнения воздуха дизельной установкой.

37. Свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами.

38. Свидетельство о предотвращении загрязнения мусором.

39. Машинный журнал (для судов с механическим двигателем).

40. Журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами (при наличии таких операций).

41. Журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров.

42. Журнал операций со сточными водами.

43. Журнал грузовых операций (при наличии таких операций).

44. Лицензия судовой радиостанции.

45. Радиожурнал.

46. Судовой вахтенный журнал, содержащий записи об испытаниях и учениях, и журнал для записей проверок и технического обслуживания спасательных средств и устройств.

47. Журнал операций с мусором.

48. Журнал непрерывной регистрации истории судна.

49. Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью.

50. Документ о соответствии.

51. Документы, содержащие сведения об опасных грузах с указанием информации об их размещении на судне, в соответствии с Правилом 4/III МАРПОЛ.

52. Данные системы автоматического замера, регистрации и управления за последний балластный рейс - в отношении нефтяных танкеров.

53. Расписание по тревогам, схема противопожарной защиты и схема по борьбе за живучесть.

54. Руководство по методам и устройствам (предъявляются танкерами-химовозами).

55. Наставление по креплению груза.

56. Свидетельство об изъятии.

При наличие недостатков, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, капитан морского порта оформляет письменное извещение об отказе в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, в котором указывает недостатки, препятствующие выдаче разрешения на выход судна из морского порта, а также порядок их устранения.

Контрольный осмотр судна проводится капитаном морского порта либо уполномоченным им должностным лицом с целью проверки устранения недостатков, препятствующих выдаче разрешения на выход судна из морского порта (п.3 ст.79 КТМ РФ).

По результатам осмотра составляется отчет с указанием выявленных недостатков и мер по их устранению.

При отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения на выход из морского порта судна, по результатам контроля судна, либо осмотра судна или контрольного осмотра судна, капитан морского порта и проставляет штамп на судовой роли.

После прохождения судном, следующим в иностранный морской порт, пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля и при отсутствии предписаний санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов и других уполномоченных на то государственных органов, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, капитан морского порта выдает письменное разрешение на выход судна из морского порта.

Информация о выходе судна из морского порта вносится капитаном морского порта в информационную систему государственного портового контроля и доводится до должностного лица пограничного органа.

Капитан порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход из порта в случае:

1) при наличии недостатков судна, создающих угрозу безопасности мореплавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;

2) нарушение требований, предъявляемых к судовым документам;

3) предписание санитарно-карантинных, миграционных, таможенных, пограничных и других уполномоченных на то государственных органов. Разрешение на выход иностранного судна из порта дается им только после согласования с должностными лицами ФСБ и таможенных органов (п.5 ст.6 Закона о внутренних водах);

4) неуплаты установленных портовых сборов.

5) Расходы, связанные с осуществлением по указанию капитана порта осмотра, освидетельствования и т.д. несет судовладелец. Однако если эти действия были предприняты в результате ошибочных или неквалифицированных действий должностных лиц, морская администрация возмещает расходы, понесенные судовладельцем (ст.80 КТМ РФ).

За нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту, капитан морского торгового порта вправе налагать административные наказания в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Согласно ст.81 КТМ РФ капитан порта может задержать судно и груз по просьбе лица, имеющего имущественное требование. Круг требований ограничивается требованиями, возникающими в связи с осуществлением спасательных операций, со столкновением судов, с повреждением портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки или в связи с иным причинением вреда, а также требованиями об уплате портовых сборов.

Судно и груз могут быть задержаны впредь до предоставления судовладельцем и грузовладельцем достаточного обеспечения на срок не свыше 72 часов, за исключением дней, официально рассматриваемых как нерабочие. Если в течение этого срока не вынесено постановление суда, арбитражного суда или председателя Морской Арбитражной комиссии при ТПП РФ об аресте судна и груза, оно подлежит немедленному освобождению. При этом ответственность за убытки, причиненные неосновательным задержанием судна и груза, несут лица, по требованию которых состоялось задержание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: