1. Дайте определение психологии как науки.
2. Какие подходы, характеризующие особенности понимания психологии как науки, Вы можете выделить?
3. В чем состоит специфика научно-психологического познания?
4. Какие отрасли психологической науки Вы можете перечислить? Как они соподчинены?
5. Перечислите основные психологические категории и дайте им определение.
9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ?
1) группу людей.
2) индивида.
3) психические заболевания.
4) закономерность протекания всех психических процессов.
Ответ: 4.
2. ПО КОНКРЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЙ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:
1) медицинскую психологию.
2) психологию труда.
3) сравнительную психологию.
4) социальную психологию.
5) военную психологию.
6) юридическую психологию.
Ответ: 5, 6.
3. ЗАДАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений.
2) систематизация научного знания психологии, формулирование наиболее общих принципов науки.
3) разработка методов исследования возникновения, развития и бытия психических процессов, состояний, свойств.
4) изучение познавательной и практической деятельности человека.
Ответ: 1.
4.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ ВЫСТУПАЮТ:
1) фактором, объединяющим категориальный аппарат в 3 группы: психические процессы, психические состояния, психические свойства (особенности личности).
2) фундаментальной основой развития всех отраслей психологической науки.
3) основой теоретической и экспериментальной психологии.
4) в виде теоретических принципов, которых придерживается психологическая наука.
Ответ: 2.
5. НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СООТНОШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И СПСИХОЛОГИЧЕКОЙ НАУКИ:
1) прикладная наука формирует академическую психологию.
2) академическая психология создает прикладные отрасли психологии, психологическую практику.
3) прикладные отрасли заимствуют у академической психологии объективно-научные методы.
4) академическая психология заимствует у прикладных отраслей опыт работы с клиентами.
Ответ: 3.
10. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Как бы Вы объяснили следующие факты житейской и научной психологии:
1) выпускники психологических факультетов отмечают, что они не отличаются от непсихологов способностью понимать других людей, умением строить, поддерживать и развивать межчеловеческие отношения.
2) медицинские психологи и психиатры утверждают, что стабильный процент среди молодых пациентов психиатрических клиник составляют студенты факультетов психологии.
3) стал хрестоматийным факт отрицательного отношения Ф.М.Достоевского и А.С.Макаренко к психологии. в то же самое время одного называют гениальным писателем-психологом, а другого – гениальным педагогом-психологом.
Ответ:
1. Способность понимать других людей, умение строить, поддерживать и развивать межчеловеческие отношения – это проявления житейского опыта человека, не имеющие под собой научных знаний, умений и навыков. Поэтому студенты психологических факультетов от непсихологов по данным основаниям не различаются.
2. Данный факт обусловлен несколькими моментами: 1) на факультеты клинической психологии очень часто поступают молодые люди, имеющие проблему в психическом развитии, стремящиеся решить ее в процессе обучения. Погружение в профессию, требующую большого внутреннего ресурса, приводит к обострению проблем психического характера. 2) знакомство с различной симптоматикой психического нездоровья обусловливает излишнее самокопание и обнаружение данных проявлений у себя.
3. Данный факт скорее относится к житейской психологии: очень часто человек бывает хорошим психологом «по жизни» - «схватывает» специфические черты характера окружающих, подмечает наиболее важные стороны индивидуальности. Психолог-профессионал должен знать закономерности развития психического, уметь обсуждать проблемы человека, особенности его характера на научном языке с использованием понятий. При этом целостность человеческого характера, его уникальность теряется за формулировками.
2. Известномунемецкому психологу XIX в. Герману Эббингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Как можно понимать данный афоризм?
Ответ: Эти слова как нельзя лучше отражают суть исторического развития отрасли психологического знания. Ведь как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в. Однако как особая отрасль знаний она существовала еще со времен древней истории. Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология» с греческого языка – «психе» и «логос», т. е. «душа» и «слово, знание») долгое время относили к области философии, религии или медицины.