Вопросы по теме занятия. 1. Дайте определение психологии как науки

1. Дайте определение психологии как науки.

2. Какие подходы, характеризующие особенности понимания психологии как науки, Вы можете выделить?

3. В чем состоит специфика научно-психологического познания?

4. Какие отрасли психологической науки Вы можете перечислить? Как они соподчинены?

5. Перечислите основные психологические категории и дайте им определение.

9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ?

1) группу людей.

2) индивида.

3) психические заболевания.

4) закономерность протекания всех психических процессов.

Ответ: 4.

2. ПО КОНКРЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЙ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:

1) медицинскую психологию.

2) психологию труда.

3) сравнительную психологию.

4) социальную психологию.

5) военную психологию.

6) юридическую психологию.

Ответ: 5, 6.

3. ЗАДАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений.

2) систематизация научного знания психологии, формулирование наиболее общих принципов науки.

3) разработка методов исследования возникновения, развития и бытия психических процессов, состояний, свойств.

4) изучение познавательной и практической деятельности человека.

Ответ: 1.

4.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ ВЫСТУПАЮТ:

1) фактором, объединяющим категориальный аппарат в 3 группы: психические процессы, психические состояния, психические свойства (особенности личности).

2) фундаментальной основой развития всех отраслей психологической науки.

3) основой теоретической и экспериментальной психологии.

4) в виде теоретических принципов, которых придерживается психологическая наука.

Ответ: 2.

5. НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СООТНОШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И СПСИХОЛОГИЧЕКОЙ НАУКИ:

1) прикладная наука формирует академическую психологию.

2) академическая психология создает прикладные отрасли психологии, психологическую практику.

3) прикладные отрасли заимствуют у академической психологии объективно-научные методы.

4) академическая психология заимствует у прикладных отраслей опыт работы с клиентами.

Ответ: 3.

10. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. Как бы Вы объяснили следующие факты житейской и научной психологии:

1) выпускники психологических факультетов отмечают, что они не отличаются от непсихологов способностью понимать других людей, умением строить, поддерживать и развивать межчеловеческие отношения.

2) медицинские психологи и психиатры утверждают, что стабильный процент среди молодых пациентов психиатрических клиник составляют студенты факультетов психологии.

3) стал хрестоматийным факт отрицательного отношения Ф.М.Достоевского и А.С.Макаренко к психологии. в то же самое время одного называют гениальным писателем-психологом, а другого – гениальным педагогом-психологом.

Ответ:

1. Способность понимать других людей, умение строить, поддерживать и развивать межчеловеческие отношения – это проявления житейского опыта человека, не имеющие под собой научных знаний, умений и навыков. Поэтому студенты психологических факультетов от непсихологов по данным основаниям не различаются.

2. Данный факт обусловлен несколькими моментами: 1) на факультеты клинической психологии очень часто поступают молодые люди, имеющие проблему в психическом развитии, стремящиеся решить ее в процессе обучения. Погружение в профессию, требующую большого внутреннего ресурса, приводит к обострению проблем психического характера. 2) знакомство с различной симптоматикой психического нездоровья обусловливает излишнее самокопание и обнаружение данных проявлений у себя.

3. Данный факт скорее относится к житейской психологии: очень часто человек бывает хорошим психологом «по жизни» - «схватывает» специфические черты характера окружающих, подмечает наиболее важные стороны индивидуальности. Психолог-профессионал должен знать закономерности развития психического, уметь обсуждать проблемы человека, особенности его характера на научном языке с использованием понятий. При этом целостность человеческого характера, его уникальность теряется за формулировками.

2. Известномунемецкому психологу XIX в. Герману Эббингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Как можно понимать данный афоризм?

Ответ: Эти слова как нельзя лучше отражают суть исторического развития отрасли психологического знания. Ведь как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в. Однако как особая отрасль знаний она существовала еще со времен древней истории. Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология» с греческого языка – «психе» и «логос», т. е. «душа» и «слово, знание») долгое время относили к области философии, религии или медицины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: