1. Проведите самоанализ: смогли ли вы успешно справиться с предложенной самостоятельной работой?
2. Что вызвало наибольшие трудности?
3. Приведите примеры изучения функциональных органов в экспериментальной психологии.
4. Приведите примеры лабораторных аналогов функциональный органов. Являются ли они полезными и долговечными?
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1. Функциональный орган – это:
1) прижизненно складывающаяся система функций и реализующих их морфологических субстратов.
2) система знаний, умений, врожденных, но особенных для каждого индивида.
3) орган, контролируемый головным и спинным мозгом, который, в свою очередь, контролирует всю функциональную систему в целом.
4) психическая составляющая человеческой души.
Ответ: 1.
2.Термин «функциональный орган» предложен:
1) Б.В. Зельцем.
2) Е.С. Бюргером.
3) А.А. Ухтомским.
4) В.С. Выготским.
Ответ: 3.
3. Функциональный орган– это:
1) морфологическое образование.
2) философское образование.
3) энергийное образование.
4) духовное, а отчасти и психическое образование.
Ответ: 3.
4. К числу функциональных органов относят:
1) образ.
2) мысль.
3) воспоминание.
4) действие.
5) желание.
Ответ: 1, 3, 5.
5. Ухтомский считал функциональные органы виртуальными механизмами так как они:
1) двулики.
2) проецируются только в мир.
3) проецируются только на самого индивида.
4) осуществляются не последовательно и целиком даны внешнему наблюдателю.
Ответ: 1.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Среди ученых нет единства во взглядах на вопрос: с чем человек приходит в жизнь. Некоторые ученые отрицают наличие у человека инстинктивных форм поведения. Согласны ли Вы с этим? Какое значение имеет для понимания человеческого развития различение инстинктивных, наследуемых и врожденных форм поведения?
Ответ: Человек рождается на свет самым беспомощным, самым незрелым, неприспособленным к жизни. Это происходит потому, что у него минимальный по сравнению с животными фонд врожденных рефлексов (инстинктов). Инстинкт – это совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека, а инстинктивное поведение животных – совокупность сформировавшихся в процессе развития данного вида животных наследственно закрепленных, врожденных, общих для всех представителей вида компонентов поведения, составляющих основу жизнедеятельности животных. Преимущество же строения нервной системы ребенка заключается в том, что вскоре после рождения у него формируются новые, изменчивые и весьма сложные формы поведения. Все функции и умения ребенка отличаются гибкостью, изменчивостью, совершенством. Эти качества возникают в процессе онтогенеза под влиянием обучения.
2. Что общего между двумя описанными ниже формами поведения? Что они иллюстрируют?
1) Оса-пелопей прикрепляет свои ячейки к стене и покрывает их общим земляным покровом. Что произойдет, если перед этим завершающим актом строительства снять гнездо со стены? Начнет искать его или строить новое? Ничуть не бывало. Пелопей является с ношей земли, садится на место, где только что было гнездо, и прикрепляет земляной ком к голой стене.
2) Американская крыса-неотома не только сооружает довольно сложное жилье в земле, но и устраивает у входа целую систему защиты: отгрызает колючки кактусов и втыкает их в землю остриями вверх. Но допустим, что у крысы таких колючек нет. Дадим ей что-нибудь заменяющее их: гвозди, например. Наша крыса не реагирует на эти предметы. Оказывается, данное поведение «включается» только при наличии колючек кактуса (Д.А.Жданов).
Ответ: Иллюстрируется свойство инстинкта, которое принято выражать в терминах «косность», «шаблонность». Данное свойство проявляется в том, что даже при относительно небольшом изменении условий жизни животного инстинкт теряет свое приспособительное значение.