Вопросы по теме занятия. 1. Проведите самоанализ: смогли ли вы успешно справиться с предложенной самостоятельной работой?

1. Проведите самоанализ: смогли ли вы успешно справиться с предложенной самостоятельной работой?

2. Что вызвало наибольшие трудности?

3. Приведите примеры изучения функциональных органов в экспериментальной психологии.

4. Приведите примеры лабораторных аналогов функциональный органов. Являются ли они полезными и долговечными?

10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. Функциональный орган – это:

1) прижизненно складывающаяся система функций и реализующих их морфологических субстратов.

2) система знаний, умений, врожденных, но особенных для каждого индивида.

3) орган, контролируемый головным и спинным мозгом, который, в свою очередь, контролирует всю функциональную систему в целом.

4) психическая составляющая человеческой души.

Ответ: 1.

2.Термин «функциональный орган» предложен:

1) Б.В. Зельцем.

2) Е.С. Бюргером.

3) А.А. Ухтомским.

4) В.С. Выготским.

Ответ: 3.

3. Функциональный орган– это:

1) морфологическое образование.

2) философское образование.

3) энергийное образование.

4) духовное, а отчасти и психическое образование.

Ответ: 3.

4. К числу функциональных органов относят:

1) образ.

2) мысль.

3) воспоминание.

4) действие.

5) желание.

Ответ: 1, 3, 5.

5. Ухтомский считал функциональные органы виртуальными механизмами так как они:

1) двулики.

2) проецируются только в мир.

3) проецируются только на самого индивида.

4) осуществляются не последовательно и целиком даны внешнему наблюдателю.

Ответ: 1.

11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. Среди ученых нет единства во взглядах на вопрос: с чем человек приходит в жизнь. Некоторые ученые отрицают наличие у человека инстинктивных форм поведения. Согласны ли Вы с этим? Какое значение имеет для понимания человеческого развития различение инстинктивных, наследуемых и врожденных форм поведения?

Ответ: Человек рождается на свет самым беспомощным, самым незрелым, неприспособленным к жизни. Это происходит потому, что у него минимальный по сравнению с животными фонд врожденных рефлексов (инстинктов). Инстинкт – это совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека, а инстинктивное поведение животных – совокупность сформировавшихся в процессе развития данного вида животных наследственно закрепленных, врожденных, общих для всех представителей вида компонентов поведения, составляющих основу жизнедеятельности животных. Преимущество же строения нервной системы ребенка заключается в том, что вскоре после рождения у него формируются новые, изменчивые и весьма сложные формы поведения. Все функции и умения ребенка отличаются гибкостью, изменчивостью, совершенством. Эти качества возникают в процессе онтогенеза под влиянием обучения.

2. Что общего между двумя описанными ниже формами поведения? Что они иллюстрируют?

1) Оса-пелопей прикрепляет свои ячейки к стене и покрывает их общим земляным покровом. Что произойдет, если перед этим завершающим актом строительства снять гнездо со стены? Начнет искать его или строить новое? Ничуть не бывало. Пелопей является с ношей земли, садится на место, где только что было гнездо, и прикрепляет земляной ком к голой стене.

2) Американская крыса-неотома не только сооружает довольно сложное жилье в земле, но и устраивает у входа целую систему защиты: отгрызает колючки кактусов и втыкает их в землю остриями вверх. Но допустим, что у крысы таких колючек нет. Дадим ей что-нибудь заменяющее их: гвозди, например. Наша крыса не реагирует на эти предметы. Оказывается, данное поведение «включается» только при наличии колючек кактуса (Д.А.Жданов).

Ответ: Иллюстрируется свойство инстинкта, которое принято вы­ражать в терминах «косность», «шаблонность». Данное свойство прояв­ляется в том, что даже при относительно небольшом изменении условий жизни животного инстинкт теряет свое приспособительное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: