Вопросы по теме занятия. 1. Что такое направленность личности?

1. Что такое направленность личности?

2. В чем схожи, а чем различны понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»?

3. Какие 16 шкал присутствуют в факторном анализе, разработанным Кэттелом?

4. Почему нет единого определения понятия «личность»? Какие определения Вы знаете?

5. Дайте оценку собственной адаптивности на основе результатов прохождения методики.

10.Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. Теории личностых черт пытаются описывать личность человека на основании:

1) его физической конституции.

2) тех моделей, которым он подражает.

3) факторов, контролирующих его поступки.

4) Я-концепции.

Ответ: 2, 4.

2. Бихевиористы рассматривают личность как результат:

1) постижения им последствий своего поведения.

2) когнитивной интерпретации различных ситуаций.

3) конфликтов между подсознательными силами и реальностью.

4) научения.

Ответ: 4.

3. По А.Адлеру, большинство таких особенностей, как склонность опаздывать на своидание или потребность любой ценой вызвать восхищение, бывают следствием:

1) чувства неполноценности.

2) комплекса неполноценности.

3) комплекса превосходства.

4) синдрома отличника.

Ответ: 3.

4. Архетипы, по К.Г. Юнгу, принадлежат:

1) к коллективному бессознательному.

2) к идеальному «Я».

3) к ожидаемому «Я».

4) к реальному «Я».

Ответ: 1.

5. Согласно гуманистическим теориям, самореализация тесно связана:

1) с самоуважением.

2) с комплексом превосходства.

3) со способностью любить.

4) со способностью к самоактуализации.

Ответ: 4.

11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1.«Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием».

«Личность - это роли и функции, выполняемые человеком в обществе».

«Личность - это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта».

«Личность - это индивид, как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни».

«Личность - человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума. Человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели».

Каждый из этих определений личности является верным. Но почему нет единого определения личности?

Ответ: Человек представляет собой сложнейший интегративный результат биологического развития материи и процесса общественного развития, поэтому до настоящего времени в учении о личности нет единства. Проблемой личности занимаются целый ряд наук: философских, общественно-исторических, юридических, педагогических, а также психология и патопсихология.

2. Отвечая на экзамене на вопрос об отличии потребностей человека от потребностей животных, студент отметил, что животным свойственны только естественные (организменные, витальные) потреб­ности: в пище, сне, температурном режиме и др., — что человеку, по­мимо естественных, присущи еще потребности общественно-историчес­кого происхождения. Студент пояснил, что тут имеются в виду потреб­ности в предметах человеческого быта и духовные потребности: познава­тельная, эстетическая и др., — которые принято называть высшими. Не­смотря на то что ответ студента в данном плане можно было бы считать достаточно развернутым, экзаменатор признал ответ неполным и пред­ложил еще подумать над вопросом.

Не могли бы вы существенно дополнить такой ответ?

Ответ: Во-первых, для удовлетворения своих естественных потреб­ностей человек, в отличие от животных, использует результаты обще­ственного разделения труда. Во-вторых, даже естественные потребности удовлетворяются человеком общественно-исторически выработанными способами. «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов» (К. Маркс). Таким образом, между человеком и предметом его естествен­ной потребности стоит общество с его культурой, диктуя именно чело­веческий способ ее удовлетворения.

12. Перечень и стандарты практических умений. Владение понятием «личность», умение дифференцировать данное понятие от понятий «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности». владение представлением о содержании понятия «личность» в различных психологических теориях.

13. Примерная тематика НИРС по теме.

1. Факторный подход к структуре личности.

2. Современные подходы к описанию личности.

14. Рекомендованная литература по теме занятия:

- обязательная:

1. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. - 583 с.

2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009. - 272 с.

- дополнительная:

1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: