1. Что такое направленность личности?
2. В чем схожи, а чем различны понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»?
3. Какие 16 шкал присутствуют в факторном анализе, разработанным Кэттелом?
4. Почему нет единого определения понятия «личность»? Какие определения Вы знаете?
5. Дайте оценку собственной адаптивности на основе результатов прохождения методики.
10.Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1. Теории личностых черт пытаются описывать личность человека на основании:
1) его физической конституции.
2) тех моделей, которым он подражает.
3) факторов, контролирующих его поступки.
4) Я-концепции.
Ответ: 2, 4.
2. Бихевиористы рассматривают личность как результат:
1) постижения им последствий своего поведения.
2) когнитивной интерпретации различных ситуаций.
3) конфликтов между подсознательными силами и реальностью.
4) научения.
Ответ: 4.
3. По А.Адлеру, большинство таких особенностей, как склонность опаздывать на своидание или потребность любой ценой вызвать восхищение, бывают следствием:
1) чувства неполноценности.
2) комплекса неполноценности.
3) комплекса превосходства.
4) синдрома отличника.
Ответ: 3.
4. Архетипы, по К.Г. Юнгу, принадлежат:
1) к коллективному бессознательному.
2) к идеальному «Я».
3) к ожидаемому «Я».
4) к реальному «Я».
Ответ: 1.
5. Согласно гуманистическим теориям, самореализация тесно связана:
1) с самоуважением.
2) с комплексом превосходства.
3) со способностью любить.
4) со способностью к самоактуализации.
Ответ: 4.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1.«Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием».
«Личность - это роли и функции, выполняемые человеком в обществе».
«Личность - это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта».
«Личность - это индивид, как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни».
«Личность - человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума. Человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели».
Каждый из этих определений личности является верным. Но почему нет единого определения личности?
Ответ: Человек представляет собой сложнейший интегративный результат биологического развития материи и процесса общественного развития, поэтому до настоящего времени в учении о личности нет единства. Проблемой личности занимаются целый ряд наук: философских, общественно-исторических, юридических, педагогических, а также психология и патопсихология.
2. Отвечая на экзамене на вопрос об отличии потребностей человека от потребностей животных, студент отметил, что животным свойственны только естественные (организменные, витальные) потребности: в пище, сне, температурном режиме и др., — что человеку, помимо естественных, присущи еще потребности общественно-исторического происхождения. Студент пояснил, что тут имеются в виду потребности в предметах человеческого быта и духовные потребности: познавательная, эстетическая и др., — которые принято называть высшими. Несмотря на то что ответ студента в данном плане можно было бы считать достаточно развернутым, экзаменатор признал ответ неполным и предложил еще подумать над вопросом.
Не могли бы вы существенно дополнить такой ответ?
Ответ: Во-первых, для удовлетворения своих естественных потребностей человек, в отличие от животных, использует результаты общественного разделения труда. Во-вторых, даже естественные потребности удовлетворяются человеком общественно-исторически выработанными способами. «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов» (К. Маркс). Таким образом, между человеком и предметом его естественной потребности стоит общество с его культурой, диктуя именно человеческий способ ее удовлетворения.
12. Перечень и стандарты практических умений. Владение понятием «личность», умение дифференцировать данное понятие от понятий «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности». владение представлением о содержании понятия «личность» в различных психологических теориях.
13. Примерная тематика НИРС по теме.
1. Факторный подход к структуре личности.
2. Современные подходы к описанию личности.
14. Рекомендованная литература по теме занятия:
- обязательная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
- дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.