Пневматический метод измерения деформаций конструкции основан на использовании системы сопло - заслонка. На пути продувки газа устанавливают систему из неподвижного отверстия и подвижного элемента (заслонки),перекрывающего отверстие и связанного с деформируемым образцом. Геометрические размеры и конфигурацию выбирают такими, чтобы проходное сечение отверстия существенно изменялось при перемещении подвижного элемента. Перепад давления на отверстии является мерой перемещения подвижного элемента и деформации образца.
Принципиальные схемы работы пневматических датчиков перемещения типа дросселирующих заслонок в комбинации с соплами показаны на рис. 1.6.
Для определения перемещения и связи его с расходом воздуха (газа) через сужающееся устройство пневматических систем наибольшее распространение получили следующие зависимости:
где G - весовой расход газа; - коэффициент расхода; F – площадь, через которую происходит истечение газа; R - газовая постоянная; Т - абсолютная температура; g - ускорение силы тяжести; p1 и p2 - давление до и после сужающего устройства; k - коэффициент пропорциональности.
Формула (1) применима для докритического режима истечения, т.е. Коэффициент - зависит от формы и размеровсужающего устройства, а также от перепада давления на нем.
Формула (2) применяется для капилляров при , для сопла с заслонкой при h< 0,02 мм. Коэффициент пропорциональности k зависит от площади отверстия F и формы отверстия.
Для
(3)
- коэффициент динамической вязкости, кг/(м*с); - плотность газа, кг/м3.
Для гидравлических сужающих устройств расход жидкости определяется по формуле
(4)
- коэффициент расхода (может быть принят 0,611).
На рис. 1.7 представлены расчетные данные сужающих устройств. Преимущества пневматических датчиков перемещения: бесконтактное измерение деформаций нагретых до высоких температур материалов; простота конструкции; значительная выходная мощность (равная произведению давления на расход среды); взрывобезопасность.
Недостатком пневматического метода является необходимость непрерывной прокачки газа (инертного) через элементы, находящиеся в зоне испытания образца.