Организация управления в кооперативе

Кооператив строит свою деятельность на демократических принципах самоуправления, и это является одной из его характерных особенностей.

В соответствии с действующим законодательством система органов управления кооператива включает в себя: общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных), правление и (или) председателя кооператива, наблюдательный совет кооператива, создаваемый в потребительском кооперативе в обязательном порядке, в производственном кооперативе - в случае если число членов кооператива составляет не менее 50.

Законом о сельскохозяйственной кооперации допускается возможность передачи ряда полномочий председателя и правления кооператива исполнительному директору. На основании решения общего собрания с исполнительным директором заключается трудовой договор (п. 8 ст. 26). От имени кооператива такой договор заключает наблюдательный совет кооператива или при его отсутствии председатель кооператива. Обязательным условием заключения данного договора является наличие положений, предусматривающих такую возможность, в уставе кооператива.

Как и для всякой иной предпринимательской структуры, для производственного кооператива имеет преимущественное значение правовая регламентация организационно-управленческой основы его деятельности.

Носителями воли кооператива являются его члены, организованные в общее собрание, которое правомочно решать любые вопросы кооперативной жизни, в том числе касающиеся исключения любого члена кооператива, который не участвует в его деятельности в течение одного года.

Более сложной является проблема, связанная с формированием и деятельностью иных органов управления кооператива. В частности, речь идет об органах управления сельскохозяйственного кооператива. Закон о сельскохозяйственной кооперации не воспринял линии на упрочнение роли председателя в руководстве деятельностью кооператива. Подтверждением тому является норма, согласно которой полномочия председателя или правления кооператива могут быть переданы исполнительному директору, о чем говорилось выше. Некоторые авторы полагают, что "в таких кооперативах может быть нанята исполнительная дирекция, компетенция которой будет устанавливаться уставом. Однако дирекция как орган управления - нечто чужеродное в структуре внутрикооперативной демократии"*(372). Возможен ли выход из этой ситуации? На практике, в частности, предлагается наделить одного из членов правления генеральными полномочиями. Однако подобное отступление от закона может повлечь за собой отказ в регистрации кооператива. В связи с этим более целесообразным представляется закрепить в уставе норму, согласно которой наделенный генеральными полномочиями член правления является его председателем, организующим работу исполнительно-распорядительного органа кооператива.

В заключение хотелось бы отметить, что, хотя производственные кооперативы могут создаваться в самых различных сферах производства, социальной и иной деятельности (п. 1 ст. 2 Закона о производственных кооперативах), ни производственные, ни сельскохозяйственные кооперативы не получили широкого распространения. Так, по данным Федеральной налоговой службы, количество производственных кооперативов, зарегистрированных в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2013 г., - 17889, что составляет 0,46% общего количества зарегистрированных коммерческих организаций*(373).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: