1. Тезис должен быть точно, ясно, однозначно сформулирован (в соответствии с ЗТ). Успех разговора, дискуссии, исследования в значительной степени зависит от формулировки тезиса, от того, насколько правильно в языке выражен логический смысл тезиса. |
I. Правила тезиса |
Ошибка «двусмысленности тезиса», «неясности того,что доказывается или опровергается». Например, доказывать или опровергать тезис «Грибы ядовиты» трудно, так как не определена количественная сторона суждения.
2. Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства или опровержения (также в соответствии с ЗТ) |
Ошибка «подмены тезиса». Часто, начав доказывать один тезис, на самом деле доказывают другой, сходный тезис. Мы уже знаем, что J
Продолжение табл.
Продолжение табл.
II. Правила аргументов
1. Аргументы должны быть суждениями истинными и не противоречить друг другу.
2. Аргументов может быть много, но их число должно быть конечным и достаточным для доказательства тезнса
|
|
сходство - общность несущественного. Так, начав доказывать, что некий студент не ломал компьютер, иногда доказывают тезнс: «он в жизни не брал чужого»
Ошибка «ложного основания» или «ложной посылки». Она может быть следствием незнания или преднамеренной ошнбкн (специально «подогнанная» статистика, ложные показания). Часто в индуктивном рассуждении в качестве аргументов приводят «пример», «случай из жизни», «аналогичную ситуацию».
Ошибка «поспешного доказательства или опровержения» «предвосхищения доказательства нли опровержения». Когда приведенный аргумент на самом деле лишь подготавливает обоснование тезнса или касается его части. Так, начав доказывать ценность своего диплома, студент аргументирует это тем, что он понравился всей группе, что он писал его год и не ходил гулять.
В логике не считаются корректными аргументы:
ссылка на авторитет (ссылка на мнение крупных авторитетов
3. Истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса. Сколь бы длинным не было доказательство (полисиллогизм,
еще требует доказатель- I ства, ибо они не могут быть компетентны во всем, да и знания меняются со временем). Как говорил А. Пуанкаре, истина - не дочь авторитета, а дитя времени;
довод к личности (вместо того чтобы опровергать сказанное кем-то, начинают обсуждать автора тезиса; причем в случае доказательства личность может «приукрашиваться», а в случае опровержения -подвергаться тотальной критике);
довод к публике (апелляция к чувствам слушающих, эмоциональное воздействие через указание на материальные интересы, «финансовое положение народа»);
|
|
игра на чувствах (тщеславия. жалости и т. д., такой аргумент часто начинается со слов: «Вы же умный человек, значит, согласитесь...» или «Такой тонкий человек, как вы, не может отрицать...);