Тип правила

1. Тезис должен быть точно, ясно, однозначно сформулирован (в со­ответствии с ЗТ). Успех разговора, дискуссии, исследования в значи­тельной степени зависит от фор­мулировки тезиса, от того, на­сколько правильно в языке выра­жен логический смысл тезиса.
I. Правила тезиса

Ошибка «двусмыслен­ности тезиса», «неяс­ности того,что доказы­вается или опровергает­ся». Например, доказы­вать или опровергать тезис «Грибы ядовиты» трудно, так как не опре­делена количественная сторона суждения.

2. Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего до­казательства или опровержения (также в соответствии с ЗТ)

Ошибка «подмены те­зиса». Часто, начав до­казывать один тезис, на самом деле доказывают другой, сходный тезис. Мы уже знаем, что J





Продолжение табл.


Продолжение табл.



II. Правила аргументов


1. Аргументы должны быть суж­дениями истинными и не противо­речить друг другу.

2. Аргументов может быть много, но их число должно быть конеч­ным и достаточным для доказа­тельства тезнса


сходство - общность несущественного. Так, начав доказывать, что некий студент не ломал компьютер, иногда до­казывают тезнс: «он в жизни не брал чужого»

Ошибка «ложного ос­нования» или «ложной посылки». Она может быть следствием незна­ния или преднамерен­ной ошнбкн (специаль­но «подогнанная» ста­тистика, ложные пока­зания). Часто в индук­тивном рассуждении в качестве аргументов приводят «пример», «случай из жизни», «аналогичную ситуа­цию».

Ошибка «поспешного доказательства или опровержения» «пред­восхищения доказа­тельства нли опровер­жения». Когда приве­денный аргумент на са­мом деле лишь подго­тавливает обоснование тезнса или касается его части. Так, начав дока­зывать ценность своего диплома, студент аргу­ментирует это тем, что он понравился всей группе, что он писал его год и не ходил гулять.

В логике не считаются корректными аргументы:

ссылка на авторитет (ссылка на мнение крупных авторитетов


3. Истинность аргументов должна быть доказана независимо от те­зиса. Сколь бы длинным не было доказательство (полисиллогизм,


еще требует доказатель- I ства, ибо они не могут быть компетентны во всем, да и знания меня­ются со временем). Как говорил А. Пуанкаре, истина - не дочь авто­ритета, а дитя времени;

довод к личности (вме­сто того чтобы опровер­гать сказанное кем-то, начинают обсуждать автора тезиса; причем в случае доказательства личность может «при­украшиваться», а в слу­чае опровержения -подвергаться тотальной критике);

довод к публике (апел­ляция к чувствам слу­шающих, эмоциональ­ное воздействие через указание на материаль­ные интересы, «финан­совое положение наро­да»);

игра на чувствах (тще­славия. жалости и т. д., такой аргумент часто начинается со слов: «Вы же умный человек, значит, согласитесь...» или «Такой тонкий че­ловек, как вы, не может отрицать...);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: