Что такое диалог и каковы его виды?

Упражнения

Определите тезис, аргументы и правильность следующих до­казательств и опровержений:

1.1. Тщательный научный анализ останков царской семьи по­
зволил опровергнуть слухи о том, что они, якобы, не являют­
ся останками членов семьи Николая II.

1.2. В своей речи адвокату удалось доказать, что главный «козырь» обвинения (то, что обвиняемого видели на месте преступления за несколько минут до убийства) - ложный. На самом деле он там был в это же время, но в другой день.

1.3. Преподаватель возражает на уверения студента, что он читал заданную книгу: «Если бы вы действительно прочли эту книгу, то вы бы смогли указать ее структуру, пересказать



содержание, назвать проблемы, которые в ней обсуждаются. Но вы не знаете ни того, ни другого, ни третьего. Значит, вы ее не читали».

1.4. При любых признаках расстройства здоровья необходимо обращаться к врачу. Частые боли в желудке - признак рас­стройства здоровья. Вам следует обратиться к врачу.

1.5. У всех преподавателей отпуск летом. И у него отпуск ле­том. Значит, он преподаватель.

1.6. Если иностранное судно входит в наши морские пределы и не реагирует на сигналы береговых служб, то к нему могут быть применены чрезвычайные санкции.

1.7. Выговор, объявленный Ивановой, не обоснован.

1.8. Факты не вызывают сомнения в том, что обстановка в ре­гионе является такой, какой она сложилась на самом деле.

1.9. Данное деловое предложение интересно, но не конкрет­но. Многое остается неясным. Необходимо установить его рентабельность, предварительную стоимость проекта. Одним словом, его нужно обосновать.

2. Проанализируйте следующее рассуждение:

«Филохор утверждает, будто корабль его (Протагора. -Г. М.) потонул, когда он плыл в Сицилию, и на это намекает Еври-пид в своем «Иксионе». Другие говорят, что умер он во время странствия, почти девяноста лет от роду (впрочем, Аполло-дор пишет, что ему было семьдесят, что с учением он высту­пал сорок лет и что расцвет его приходился на 84-ю олим­пиаду)»1.

3. Раскройте логический смысл знаменитого парадокса «Прота-
гориЕватл».

Согласно свидетельству Диогена Лаэртского, мудрый Прота-гор (ок. 490 - ок. 420 до н. э.) «первым заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом, и сам первый стал пользоваться в спорах доводами. Одно сочине­ние он начал так: «Человек есть мера всем вещам — существова­нию существующих и несуществованию несуществующих». «Он первый стал брать за уроки плату в сто мин... он же первый ввел


в употребление и сократический способ беседы, и первый ука­зал, как можно оспорить любое положение»1.

У Протагора был ученик Еватл. Они условились, что Прота-гор обучит его искусству речи, а Еватл заплатит за обучение, ко­гда выиграет свое первое дело в суде. Однако, закончив обуче­ние, Еватл судебные дела вести не стал и денег не заплатил. То­гда Протагор подал на бывшего ученика в суд и спокойно думал: «Я в любом случае получу обещанное. Если я выиграю дело, то получу деньги по решению суда. А если проиграю, то это будет первое дело, которое выиграет Еватл, и он заплатит по условию договора». Еватл шел в суд не менее спокойный и уверенный в том, что он не будет платить денег учителю. Он рассуждал так: «Если я выиграю дело, то не буду платить по решению суда. Ведь суд меня оправдал. А если проиграю, то не буду платить по условию договора. Это мой первый судебный процесс, и если я его проиграл, значит Протагор меня ничему не научил, и я ему ничего не должен». Таким образом, истинными оказываются два противоречивых суждения об одном и том же.

4. О чем идет речь в следующем замечании: «Вступая в диалог, в диспут с утверждением, нужно уже думать об аргументах»?

5. Определите тезис, аргументы и демонстрацию в следующем стихотворении М. В. Ломоносова:

Случились вместе два Астрбнома в пиру И спорили весьма между собой в жару. Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит; Другой, что Солнце все с собой планеты водит: Один Коперник был, другой слыл Птоломей. Тут повар спор решил усмешкою своей. Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь? Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?» Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

6. Укажите логические приемы, используемые в следующем от­рывке:



1 Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М, 1986. С. 350.


1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 348-349.

9 3ак. 1100 209


«... Не нужно доказывать, что образование - самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны. Чтобы убедиться в этом, стоит только припом­нить рассказы путешественников о дикарях. Краснокожие индейцы жили и отчасти еще живут в тех же самых землях, которые заняты теперь Северо-Американскими Штатами: по­смотрите же, какая разница между краснокожими, малочис­ленными, нуждающимися во всем необходимом для жизни, и многочисленными, богатыми, имеющими все в изобилии се-веро-американцами! И отчего вся эта разница? Только оттого, что северо-американцы - народ образованный, а красноко­жие туземцы - дикари. Другой пример, более близкий к нам: Россия теперь государство могущественное и богатое, потому что русские, благодаря Петру Великому, стали народом обра­зованным; а всего только пятьсот лет тому назад русские бы­ли угнетаемы и разоряемы татарами, потому что были еще мало образованы.

Но не довольно того, что просвещение приносит народу и благосостояние, и могущество: оно доставляет человеку та­кое душевное наслаждение, с которым ничто не может срав­ниться. Каждый образованный человек чувствует это и всегда скажет, что без образования жизнь его была бы очень скучна и жалка...

Образованным человеком называется тот, кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно сообра­жать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что неспра­ведливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыс­лить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благо­родное и возвышенное направление, то есть приобрели силь­ную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества обширные знания, привычка мыслить и благородст­во чувств необходимы для того, чтобы человек был образо­ванным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежда; у кого ум не привык мыслить, тот груб и тупоумен, у кого нет благородных чувств, тот человек дурной.» (Чер­нышевский Н. Г. Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения. Избранные эстетические произведения. М., 1974. С. 397-398).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: