Тенденции развития

Почти во всех регионах Российской Федерации разрабатываются региональные программы поддержки малого предпринимательства, реализация которых способствует созданию благоприятных организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и финансовых условий для их деятельности. В ряде регионов такие программы являются составной частью программ социально-экономического развития данной территории. Реализация региональных программ поддержки малого предпринимательства позволяет организовать рыночную инфраструктуру малого бизнеса, ориентирует предпринимателей на решение приоритетных задач региона, расширяет сферу их деятельности, позволяет регулировать предпринимательскую деятельность экономическими методами.

Неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующей деятельность малого предпринимательства, высокий уровень налогообложения, усложненность системы сбора налогов, недостаточность собственного капитала и оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов, давление криминальных структур, нехватка квалифицированных кадров, сложности с арендой производственных площадей, высокая арендная плата, ограниченные возможности получения лизинговых услуг мешают развитию МП. Отсутствует должная социальная и личная защищенность как владельцев, так и работников малых предприятий.

Перспективы развития российского малого предпринимательства прямо зависят от решения перечисленных проблем. Закрепление признаков стабилизации и начало подъема в экономике должны положительно воздействовать на развитие малого предпринимательства.

Факторы «+» воздействия

Малое предпринимательство играет все более важную роль в социально-экономическом развитии России с точки зрения увеличения производства, обеспечения занятости населения, развития сферы торговли и услуг. Формирующийся малый бизнес представляет собой заметный сектор развивающегося хозяйства.

Развитие малого и среднего бизнеса является ключом к решению важнейших социально-экономических проблем страны:

· увеличению числа собственников, а значит, формированию среднего класса – главного гаранта политической стабильности в обществе;

· росту доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

· селекции наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

· созданию новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

· подготовке кадров за счет использования работников с ограниченным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

· разработке и внедрению технологических, технических и организационных новшеств. Стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые предприятия чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты;

· косвенной стимуляции эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые крупные предприятия считают недостаточно емкими. Из недр малого бизнеса нередко вырастают не только большие компании, но и наиболее современные наукоемкие производства, лидирующие в своих отраслях;

· ликвидации монополии производителей, создание конкурентной среды;

· мобилизации материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

· улучшению взаимосвязи между различными секторами экономики.

Будущее российского предпринимательства, в том числе и малого бизнеса, напрямую определяется возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий. Как показывает зарубежный опыт, в нормальной рыночной экономике значительная, если не доминирующая, часть малых фирм, так или иначе, находится в сфере интересов крупных предприятий. При этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм непосредственно зависят от их отношений с крупными предприятиями. Очевидно, что необходимо форсировать сотрудничество малых и крупных предприятий и в нашей стране как магистральное направление развития всей предпринимательской среды. Стимулирование кооперирования МП между собой и с крупными предприятиями должно стать важной составляющей как государственной, так и корпоративной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: