Полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений глазами подростков позволяет выяснить методика «Детско-родительские отношения подростков», разработанная П.Трояновской (2003).
Методика включает в себя 19 шкал, объединенных в следующие группы.
1. Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка:
- принятие (демонстрация родителем любви и внимания);
- эмпатия (понимание родителем чувств и состояний ребенка);
- эмоциональная дистанция (качество эмоциональной связи между родителем и подростком).
2. Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия:
- сотрудничество (совместное и равноправное выполнение заданий);
- принятие решений (особенности принятия решений в диаде);
- конфликтность (интенсивность конфликтов, победитель в конфликте);
- поощрение автономности (передача ответственности подростку).
3. Блок контроля:
- требовательность (количество и качество декларируемых требований);
- мониторинг (осведомленность родителя о делах и интересах подростка);
|
|
- контроль (особенности системы контроля со стороны родителя);
- авторитарность (полнота и непререкаемость власти родителя);
- особенности поощрений и наказаний (качество и количество оказываемых оценочных воздействий).
4.Блок противоречивости/непротиворечивости отношений:
- непоследовательность (изменчивость и непостоянство воспитательных приемов родителя);
- неуверенность (сомнение родителя в верности его воспитательных усилий).
5. Дополнительные шкалы:
- удовлетворение потребностей (качество удовлетворения материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании, в информации);
- неадекватность образа ребенка (искажение образа ребенка);
- отношения с супругом (качество отношений со вторым родителем подростка);
- общая удовлетворенность отношениями (общая оценка подростком качества отношений с родителем);
- ценностная ориентация (эта шкала содержит открытые вопросы, которые помогают подростку описать те положительные и отрицательные ценности, которые оказывают влияние на отношения с родителем).